Старейшее трамвайное депо на Шаболовке ждет

Старейшее трамвайное депо на Шаболовке ждет

В Москве уничтожили еще один шедевр промышленной архитектуры Разбираемся, почему Апаковское депо на Шаболовке было невозможно спасти

В Москве уничтожили еще один шедевр промышленной архитектуры

«Валят!» — так описал корреспонденту The Village происходящее на территории Апаковского депо обходчик местной трамвайной линии 10 сентября. В этот день там практически сравняли с землей огромный промышленный корпус, спроектированный Владимиром Шуховым, и другие исторические постройки. От старейшего в Москве трамвайного парка, открывшегося в 1909 году, по сути, осталась только администрация, которая выходит на Шаболовку, пара сараев и фрагменты ограды.

Очередное уничтожение шедевра промышленной архитектуры возмутило москвичей — тем более в 2020 году мэрия обещала, что памятник реконструируют, сохранив его исторический облик. The Village разбирается, насколько законным было разрушение депо имени Апакова, и рассказывает, зачем власти многие годы упорно называют сносы реконструкциями.

Трамвайный погром

В состав построенного по проекту архитектора Михаила Глейнинга трамвайного депо имени Петра Апакова (до революции называлось Замоскворецким трамвайным парком) входили здание администрации, котельная, несколько служебных строений и огромный производственный корпус, где собирали, ремонтировали и обслуживали вагоны. Именно это здание наравне с административным градозащитники считали одним из самых ценных с архитектурной точки зрения — его перекрытия спроектировал сам Владимир Шухов.

В Москве сегодня снесли построенное в 1909 году по проекту Владимира Шухова трамвайное депо имени П.Л. Апакова. pic.twitter.com/kwKBhJYQWM

— Архитектурные излишества (@arkhlikbez) September 8, 2021

Впервые угроза над старейшим депо Москвы нависла еще в 2000-е — во время так называемого лужковского трамвайного погрома (с 1992 по 2009 годы трамвайная сеть сократилась на 40 километров — целые линии закрывали, а подвижной состав почти не обновлялся. — Прим. ред.), когда власти решили строить на месте трамвайного парка ЖК с детским садом и торгово-офисным центром.

Тогда о полном уничтожении ансамбля случайно узнали представители общественного движения «Москвичи за трамвай» в руки его участников попало секретное распоряжение Юрия Лужкова за 2004 год.

«На указе № 607РП стояла пометка „для служебного пользования“ — в открытых источниках он никогда не публиковался. Несколько сотрудников Мосгортранса и дептранса посчитали, что закрытие четверти трамвайной сети и уничтожение депо, без которого трамваи не смогут работать, — это настоящее безумие, и передали нам этот документ», — рассказал The Village координатор «Архнадзора» и участник движения «Москвичи за трамвай» Юрий Егоров (в начале 2000-х активисты движения уже проводили акции в защиту трамвая на Масловке, проспекте Мира и Ленинградском проспекте. — Прим. ред.).

Мало того, что всю территорию депо передавали малоизвестной фирме «Столица-Групп» — без конкурса и по крайне низкой цене, причины ликвидации парка, прописанные в постановлении, были, по словам активистов, странными. Лужков предлагал уничтожить комплекс, чтобы «улучшить экологическое состояние и эстетический облик центральной части столицы». Идея казалась абсурдной — сложно представить, как можно улучшить экологию, уничтожив предприятие чистого электрического транспорта, и сделать город красивее, разрушив памятник архитектуры.

До появления засекреченного указа все корпуса депо считались памятниками культурного наследия, но Лужков самовольно лишил построек этого статуса. «Это незаконно и дико: охранный статус можно отнять только по решению профессиональной экспертизы, а никак не по желанию мэра», — до сих пор возмущается Егоров. Тем не менее из всех строений депо по состоянию на 2004 год выявленным памятником осталось только административное здание.

Из всех строений на 2004 год памятником архитектуры осталась только администрация

Активисты движения «Москвичи за трамвай» организовали масштабную кампанию по спасению депо имени Апакова — собирали подписи пассажиров трамваев, предлагая им выступать против сноса. «Возмущения не прекращались три-четыре года. Мэрия Москвы поняла: если закрыть историческое депо, в городе наступит революция», — вспоминает Егоров. Тогда комплекс на время оставили в покое.

griphon

Последний год наш трамвайчик что-то особенно лихорадит. Так похабно, как сейчас, он не работал, похоже, вообще никогда, даже в самые тяжёлые лужковские времена.. Выходит из строя и ломается вообще всё: вагоны, пути, подстанции. Дело принимает серьёзный оборот..

Максим Лискутов регулярно рассказывал, как власти Москвы любят трамваи и всячески будут их развивать. Лозунг «Московский трамвай развивается самыми быстрыми темпами в мире», неаккуратно им как-то брошенный, стал уже настоящим мемом в транспортной и урбанистической среде. Да, местами было сделано много полезного, та же гигантская партия вагонов «Витязь-М», и «Львят». Да, вагоны сами по себе — хорошие и вполне качественные, но проблема, что даже самый хороший вагон станет в неумелых ручках грудой хлама.

Трамвай — штука в какой-то мере сложная: ей надо заниматься. Но зато если всё делать правильно, он будет очень эффективным, намного эффективнее других наземных видов транспорта. И в Москве в какой-то момент удалось довести трамвай до вполне приличного состояния, так что он стал нормально и быстро ездить, практически занял свою основную нишу магистрального транспорта. И, главное, скорость: трамваи стали ходить быстро и часто.

Так что сложно не признать: определённый прорыв в некоторый момент, конечно был. Вот пример: Если 10 лет назад у меня примерно каждая 4-ая поездка на трамвае оканчивалась остановкой около ДТП или припаркованного в габарите вагона автокорыта, а каждая 3-я не начиналась, потому что трамваи уже встали где-то до этого, то сейчас такое случается, может 1 раз из 100.

Во-многом помогли выделенные разметкой полосы и платформы, и это очень повысило качество работы трамвайной сети. Но, правда, прикол в том, что и они появились, скорее, вопреки Собянину с Ликсутовым, а не благодаря им. Если бы не оказались нужные люди в нужный момент в «Мосгортрансе», не было бы сейчас и этого.. Да и обособление, как мы знаем, удалось пробить только разметкой, а не физическое.

Наполеоновские планы по отрамваиванию всея Москвы и их тотальному проваливанию, я писал. Транспортники при этом всегда жаловались на строителей, что, мол, те не хотят строить новые линии. Да проблема действительно есть — за строительство отвечает Депстрой, где трамвай не любят ещё больше и разрабатывают проекты специально так, чтобы гарантированно провалить их на общественных слушаниях. Но, как оказывается, в важные моменты Департамент транспорта и сам ничего не делает и благополучно сливает проекты линий в Новой Москве.

Ещё с осени прошлого года, сразу после окончательного убийства троллейбуса с трамваем стали происходить странные вещи. Сперва закрыли примерно половину сети на длительный ремонт. Потом зачем-то сам трамвай решили передать из «Мосгортранса» в «Московский метрополитен». Да вот, забавно, теперь вы можете сесть в трамвай и сказать «еду на метро» :)

Нахрен это было сделано, никому не было понятно. Ликсутов заявлял что-то о том, что это для того, чтобы «качество трамвая подтянуть до качества метро». Ну логично — метро же хорошо и качественно ходит, вот и трамвай также должен. Вот только стал он сразу «нелюбимым пасынком», и это быстро сказалось на качестве работы. Например, в разгар зимы метрошники решили просто тупо отключить все стрелки, потому что их было сложно чистить от снега и обслуживать. То есть, если сейчас, всё же, только небольшая часть стрелок переводится ломом, то в те дни их так переводить нужно было вообще везде!

Все трамвайщики, с которыми я общаюсь, утверждают в один голос, что в составе «Мосгортранса» ещё было терпимо, а как их перевели в метро, работать стало вообще невозможно. Вагоны не обслуживают, пути не чинят, отношение к сотрудникам абсолютно скотское.

Ну да ладно. Что было дальше? Как я написал выше, ещё осенью 2020 кучу линий, включая почти всю Пресненскую сеть закрыли на ремонт, но к весне 2021 практически ничего не было готово. Как выяснилось пост-фактум, всё это время никакие работы практически не велись! Вот пассажиры мучались в набитых автобусах, а в это время пути и трамвайчики в депо просто простаивали.

В апреле об этом узнал Ликсутов топнул ножкой, велел немедленно всё запустить, и.. о чудо! Оказалось, что это можно сделать в самые короткие сроки! В течение месяца все закрытые трамваи поехали. Ну нет, почти все!

Вот только вышла одна незадача! Все эти месяцы пути то, всё же, не ремонтировали, а надо было. В итоге в сжатые сроки сделали тяп-ляп и стало только хуже! Пути после ремонта оказались в куда более худшем состоянии, чем до, а вагоны начали сходить с рельс!

Транспортный блогер и исследователь Василий Александров летом провёл с командой полевое исследование отремонтированных участков. Результат оказался ужаснейший: состояние полотна после ремонт оказалась на порядок хуже, чем ДО. Вдумайтесь: полгода трамваи не работали, полгода уходили деньги на ремонты и лишь для того, чтобы в итоге стало только ХУЖЕ!

Власти, правда, сваливали всё на недобросовестного подрядчика, компанию «Техноконцепт». Так или иначе, сходы трамваев на отремонтированных ими участках продолжались всё лето. Со временем, вроде часть наиболее критичных проблем удалось устранить, но случилось это уже ближе к концу осени.

В итоге пути пришлось, всё же, ремонтировать заново. Но только теперь, чтобы на постоянно не останавливать движение, работы стали проводить по выходным и по вечерам. В разное время трамваи стали ходить по разному графику.

Помимо Пресненской сети недоремонты произошли в Богородском и на Шаболовке. Эти участки тоже пришлось в авральном порядке дочинивать. К слову сказать, ремонты по выходным закончились только неделю назад. Ещё в ноябре оно по выходным закрывалось. Год как не могли доделать..

Но только трамвайная инфраструктура — это не только пути. Это ещё и тяговые подстанции! Казалось бы, после уничтожения троллейбуса должны были освободиться мощности и проблем с питанием быть не должно. Но какой там. Есть подстанции в Щукино, которые стали ломаться регулярно. Трамваи вынуждены ходить реже и медленнее, а вместо них ходят автобусы. Кстати, откуда автобусы берут, как думаете?

Информация берётся из группы Краснопресненского трамвайного депо. Кстати, интересный факт, который я обнаружил, пока искал материалы! Если вбить там в поисковике слово «подстанция», то вылезает куча постов этого года, а за ним только за 2018!

Иногда из-за проблем с подстанциями трамваи начинают просто медленнее ходить. Такое было год назад после восстановления линии у Павелецкого вокзала, и теперь это повторяется в Щукино/Строгино. Можете представить как это приятно пассажирам, и как оно поднимает имидж трамвая.

Как известно, беда не приходит одна. В дополнение к разбитым путям и ломающимся подстанциям ещё стали входить из строя вагоны! Хорошие качественные польские вагоны Pesa больше стоят, чем ездят.

Впрочем, Метрополитен обещал их отремонтировать, так что посмотрим.

Ну и из самого свеженького. Неделю назад накрылась медным тазом линия по бульварам! Снова подстанция. Вместо трамваев А, 3, 39 работает автобус 913т. Несмотря на то, что авария случилась аж 4 декабря, уже спустя 8 дней, трамваи продолжают не работать.

Вагоны «Песа» — не единственные проблемные. Есть основания полагать, что сложности имеются также и с выпуском «Витязей», которые остались единственными вагонами уже в трёх депо: Баумана, Русакова и Октябрьском. На маршрутах снижаются выпуски, увеличиваются интервалы у вагонов. В районной фэйсбук группе Богородского обратили внимание на то, как стала отправтительно ходить 4-ка. Интервалы по 25-30 минут, что для трамвая просто недопустимо!

Ну вот и, конечно же, напомню, что уже больше 2 лет не работает линия трамвая на Авиамоторной и Госпитальном Валу! Якобы, из-за строительства какого-то дурацкого подземного перехода, но мы же прекрасно понимаем, что при желании можно было 10 разных вариантов объезда придумать.

И ещё на примерно столько же закрылась линия по набережной Академика Туполева и Елизаветинскому и 4-мы Сыромятническому переулкам. Та самая, где то легендарное сплетение! Да, тут трамваи не причём, но и тем не менее! Учитывая, что вагоны с закрытием линии освободились, странно наблюдать, что их даже в такой ситуации не хватает.

Так что вот такая грустная ситуация. Снаружи может и не кажется, что всё ужасно — вроде трамвайчики ездят, быстро. Но вот как выглядит подводная часть айсберга, я показал. Главное тут то, что такого бардака в трамвайном хозяйстве не было вообще никогда за всю его историю. Никогда подстанции так массово и капитально не ломались, пути не разбивались, а вагоны не сходили так часто с рельс, да и таких затяжных закрытий на ремонт не случалось. Пробема в кадрах: всех квалифицированных специалистов, знавших трамвайное дело, умевших налаживать инфраструктуру, ликсутовские замы повыгоняли, а на их место наняли кого наняли..

Если сейчас не изменить ситуацию, не наладить выпуск, починить подстанции, вагоны, пути, следить за их состоянием в постоянном режиме, дело может закончиться плохо.

Обидно, конечно, что когда таким глупейшим образом гробится такая мощная и хорошо работающая система. Особенно обидно, что только, казалось бы, её наладили, и она начала из-за рукожопости руководства трещать по швам.

Впрочем, повторюсь, но глупо думать, что команда, уничтожившая троллейбус, могла бы как-то иначе относиться и к трамваю. Если их квалификация и компетенция позволила совершить такое безумие, то априори ничего полезного они создать не смогут в принципе. Хотя бы потому, например, что вот именно за поддержку того же троллейбуса, многие специалисты, на которых всё держалось, и были уволены.

Так что пока единственный шанс, чтобы они не развалили всё до прихода следующих управленцев.. А там уж как-нибудь восстановим.

К слову сказать, 19 ноября, судя по всему, таки закончилась эра трамваев «Татра» в Москве. Что само по себе — нельзя назвать плохой новостью, но учитывая нехватку вагонов и общий упадок всего хозяйства, есть опасения, что это приведёт только к ещё большему недовыпуску и деградации.

Старейшее трамвайное депо сносить не будут

ВЧЕРА стало известно, что Градостроительно-земельная комиссия города Москвы, председателем которой является мэр Сергей Собянин, расторгла инвестиционный контракт с компанией «Столица-Групп».
Согласно контракту, на месте памятника промышленной архитектуры – депо им. Апакова на ул. Шаболовка – должен был вырасти многофункциональный комплекс.
Глобальный проект, запущенный в 2004 году по распоряжению правительства Москвы, должен был реализоваться к 2008 году. Депо намеревались перебросить в Бирюлево, построив там трамвайный парк, а часть апаковских составов должны были принять другие депо и линии. Но спустя пять лет девелоперу продлили инвестиционный контракт до 2013 года. Планы разрушить местную достопримечательность, творение архитектора Шухова, не понравились жителям шаболовских окрестностей – ведь именно из этого депо легендарный трамвай «А» (Аннушка).

Корреспонденты «ВМ» отправились в депо им. Апакова, чтобы узнать, насколько оно в «разобранном» состоянии на сегодняшний день и как работается людям в «депо под снос». Возле красного забора депо – привычная картина: в узком пространстве проезжей части Шаболовки теснятся, объезжая и уступая друг друга дорогу, машины и трамваи, задача усложняется припаркованными по обе части дороги машинами. Теснотища в районе депо такая, что даже тротуар кажется проезжей частью.
Возле одного из въездов в парк стоят три женщины в оранжевых жилетах. Ждут трамвай, который въезжает в парк задом. Для этого надо будет перегородить улицу.
Вглядываются в прибывающие в парк какой-то бесконечной вереницей трамваи, с надеждой время от времени спрашивая друг друга: «А вот там не наш?» – «Нет, опять не наш». Ожидание напряженное. «Нам запрещено общаться с прессой, мы подписывали бумаги, что интервью не даем», – говорят работницы. Поэтому и не представились.
Узнав, что инвестконтракт отменили, становятся словоохотливей.
– Вообще, мы знали, что сносить не будут, – призналась одна из женщин, – правда, мы узнали все по сарафанному радио. После того как в конце прошлого года к нам приезжал Собянин, пошли хорошие новости. И мы успокоились. Хотя мы все эти годы работали так, спокойно. Разговоры какие-то велись, но на уровне сарафанного радио опять же.
Дворник Сергей работает в депо три года.
– Снести собирались? Да? Я даже не заметил. Когда-то были разговоры, год назад что-то говорили о переезде, но потом все заглохло. Мне-то что, мое дело маленькое.
Вообще, несмотря на строгий наказ молчать, весть об отмененном инвестконтракте радует сотрудников, как весть об освобождении. Хоть они и стараются держать свою радость в подобаемых запретом рамках, но реагируют очень доброжелательно.
Исполняющий обязанности директора Игорь Кошняков, а ранее главный инженер предприятия, от комментариев отказался, хоть и очень вежливо.
– Мы же филиал Мосгортранса, а я человек маленький, – сказал Игорь Николаевич, – комментарии могу давать только с официального разрешения Мосгортранса. Скажу только, что для меня это не новость. К нам в ноябре приезжал Сергей Собянин. Я на той встрече тогда не был. Но после его приезда стало как-то спокойней и все более-менее прояснилось.
Вагоновожатый Юрий Гераськин работает здесь 42 года. Он был уверен, что на месте их депо построят реабилитационный центр – что сносят для благого дела.
– Собирались тогда сносить депо, соседнюю фабрику «Ударница» и Карбюраторный завод, – поделился он, – снесли только завод года три-четыре назад и построили там жилой дом. «Ударница» пока устояла, а нас вроде как местные активисты, жители «отбили».

Справка «ВМ»
Сергей Собянин еще в ноябре 2010 года потребовал проверить все действующие в столице инвестконтракты. На тот момент таковых было 1175, предполагавших строительство 40 миллионов квадратных метров недвижимости различного назначения.
Для ревизии мэром была создана Градостроительно-земельная комиссия, по итогам проверки которой контракты могут быть продлены, изменены или отменены. Полностью завершить проверку планировалось до конца сентября этого года.

Справка «ВМ»
В число забракованных инвестконтрактов попал ряд проектов «Интеко», в частности, на строительство микрорайона бизнес-класса на Дмитровском шоссе, элитного жилого дома в Кривоарбатском переулке и жилья в Резервном проезде. С компанией «Сити» Олега Дерипаски город разорвал контракт по участку № 20 в «Москва-Сити», ДСК-1 лишился проекта застройки микрорайона 40-52 в «Ивановском». «Система-галс» осталась без проекта жилого дома на улице Введенского.
Также были отменены проекты строительства жилого дома в Хилковом переулке, развлекательного комплекса в сквере на Смоленской площади, подземного паркинга под площадью Красные ворота и реконструкции здания в Сыромятническом проезде и торгового центра на Захарьинской улице.

Старейшее трамвайное депо на Шаболовке ждет

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Трамвай[entries|archive|friends|userinfo]

Столичные власти утвердили перечень мероприятий по перебазированию трамвайного депо имени Апакова, принадлежащего ГУП «Мосгортранс», из центра города. Всего затраты на перебазирование составят около 100 млн рублей.

Как сообщил во вторник источник «Интерфакса» в городской администрации, соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков. «Трамвайное депо имени Апакова располагается на улице Шаболовка. Теперь городские власти приняли решение построить там жилой комплекс», — отметили в горадминистрации.

При этом часть подвижного состава, который ранее обслуживался в депо, будет теперь базироваться на территории существующих трамвайных депо.

Напомним, в сентябре 2003 года в Москве прошла акция против сноса трамвайного депо им. Апакова и уничтожения трамвайной линии по ул. Шаболовка. Организаторами акции выступили инициативная группа местных жителей и Комитет «Москвичи за трамвай».

Комитет напомнил, что 9 сентября 2003 года мэр города Юрий Лужков на заседании правительства Москвы выступил с резкой критикой работы Москомархитектуры и аппарата правительства Москвы: «Я это ловкачество не пропущу. Определены объемы строительства, принятые на градостроительном совете, и ни на одного квадратного метра не должно быть больше: Москве не нужны уродливые громадины. Я не позволю уродовать город». По мнению Комитета, происходящее с депо им. Апакова — тот самый случай, о котором говорит мэр.

На тот момент уже существовал проект постановления правительства Москвы, в соответствии с которым земельный участок депо (2,87 га) продается «Инвестиционной строительной компании «Столица-Групп». Участники акции собирали подписи, подписывали письма протеста и распространяли листовки в связи с тем, что на месте старейшего трамвайного депо на Шаболовке столичные власти собираются строить высотные «элитные» дома. Они считали, что если постановление будет подписано, деньги за квартиры уйдут частным инвесторам, а пассажиры не получат полноценной транспортной компенсации.

Тогда под проектом постановления были поставлены все подписи заместителей мэра Москвы, кроме подписи мэра Юрия Лужкова. Теперь и эта подпись получена.

На улице Шаболовка появится новое трамвайное кольцо

Уничтожение апаковского депо нанесет серьезный урон общественному транспорту Москвы. Будет отменен знаменитый маршрут «Аннушка», сократится выпуск трамваев на другие маршруты. Важное транспортное предприятие просто расформируется.

Оставшиеся три депо (имени Русакова, имени Баумана и депо Октябрьского) не смогут вместить необходимое количество вагонов — следовательно, выпуск на линии будет уменьшен (четвертое депо — Краснопресненское — не связано с основной трамвайной сетью Москвы). Нарушится связь Калужско-рижской линии со многими маршрутами общественного транспорта. Весь выпуск на «апаковскую» сеть может осуществляться только через узкую Дубининскую улицу.

Кроме того, депо им. Апакова — памятник промышленной архитектуры. Знаменитая стеклянная крыша депо построена в 1908 году по проекту В.Г.Шухова.

Однако в настоящее время в горадминистрации подтверждают, что на улице Шаболовка появится новое трамвайное кольцо, но оно будет строиться таким образом, чтобы не мешать возведению жилого комплекса, который расположится по адресу улица Шаболовка, владение 7-9. Как и раньше, трамвайное кольцо на улице Шаболовка будет обеспечивать оборот подвижного состава четырех трамвайных маршрутов: NА, N14, N26 и N47.

Среди мероприятий по перебазированию депо значится реконструкция трамвайных колец «Балаклавский проспект», «Улица Академика Янгеля» и «Улица Красного Маяка». Все работы по реконструкции трамвайных колец закончатся во втором квартале будущего года.

Читайте также  Вернуть статус Почётной Грамоты Минобрнауки РФ
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector