Статья 148 НК РФ. Место реализации работ (услуг).

Статья 148 НК РФ. Место реализации работ (услуг).

Статья 148 НК (налогового кодекса) РФ Место реализации работ (услуг)

1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:
— 1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
— 2) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;
— 3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
— 4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
— Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется при:
— передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
— оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
— оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
— предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
— сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
— оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;
— 4.1) услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
— Местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору фрахтования, предполагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями и пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом;
— 4.2) услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Российской Федерации;
— 5) деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных подпунктами 1 — 4.1 настоящего пункта).
— 1.1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если:
— 1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
— 2) работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание;
— 3) услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
— 4) покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи;
— 5) услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах 4.1 и 4.2 пункта 1 настоящей статьи.
— 2. Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), не предусмотренные подпунктами 1 — 4.1 пункта 1 настоящей статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) оказаны через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.
— В целях настоящей главы местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.
— 3. Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
— 4. Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:
— 1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
— 2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Платить или не платить НДС? Определяем место реализации товаров (работ, услуг)

Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких обстоятельств (ст.147 НК РФ):

  1. Товар находится на территории РФ (других территорий под юрисдикцией РФ), не отгружается и не транспортируется
  2. Товар находится на территории РФ (других территорий под юрисдикцией РФ) на момент начала отгрузки и транспортировки.

Если указанные условия не выполняются, то обязанности по уплате НДС не возникает.

Исключение:

Местом реализации углеводородного сырья, добытого на морском месторождении, и продуктов его переработки (стабильного конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов) признается территория РФ, если выполняется одно из условий (п. 2 ст.147 НК РФ):

  1. Товар находится на континентальном шельфе РФ и /или в исключительной экономической зоне РФ либо в российском секторе дна Каспийского моря и не отгружается и не транспортируется;
  2. Товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на континентальном шельфе РФ и/или в исключительной экономической зоне РФ либо в российском секторе дна Каспийского моря.

Как подтвердить нахождение товаров на момент отгрузки за пределами РФ?

Документами, подтверждающими нахождение товаров на момент отгрузки за пределами РФ, могут быть любые имеющиеся в распоряжении организации-продавца документы (в том числе транспортные, товаросопроводительные или иные документы), удостоверяющие факт нахождения товаров на территории иностранного государства в момент реализации.

Основание: Письмо Минфина РФ от 16.02.2009 N 03-07-08/35

Облагается ли НДС реализация товаров на территории РФ, если продавец и покупатель иностранные компании, не зарегистрированные в РФ?

Порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость такой операции Кодексом не определен.

Основание: Письмо Минфина от 7.09.2018 N 03-07-15/64209

Место реализации услуг

Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со следующими критериями (ст.148 НК РФ):

В общем случае определяем место выполнения работ (оказания услуг) по месту деятельности исполнителя

Если исполнитель ведет деятельность на территории РФ, то местом реализации работ (услуг) признается РФ.

Если исполнитель зарегистрирован в налоговых органах РФ, то НДС уплачивается в общем порядке. А если исполнитель — иностранное лицо и не состоит в налоговых органах РФ на учете, то заказчик является налоговым агентом.

Однако есть исключения. Разберем их:

  • По месту нахождения имущества (пп.1, 2 п.1 ст.148)

Место реализации следующих работ (услуг) определяется по месту нахождения имущества: строительные, монтажные, сборочные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.

Например,

Российская компания «В» сдает в аренду российской компании «Г» склад, расположенный на территории Германии.

Арендная плата в этом случае не облагается НДС.

  • По месту выполнения работ, оказания услуг (пп.3 п.1 ст.148)

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта признаются реализованными по месту фактического оказания данных услуг. То есть, если такие услуги оказаны на территории РФ, то независимо от исполнителя, местом реализации будет являться территория РФ.

Например,

Компания «П» организует семинары в Европе для сотрудников российских компаний. Такие услуги не будут являться объектом обложения НДС.

  • По месту регистрации заказчика (пп.4 п.1 ст.148)

Место реализации следующих услуг определяется по месту регистрации заказчика:

— Разработка программ для ЭВМ и баз данных;

— Оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, рекламных, маркетинговых услуг;

— Сдача в аренду движимого имущества.

Например,

Голландская юридическая компания, не зарегистрированная в налоговых органах РФ, оказывает консультационные услуги российской компании «Д».

Такие услуги облагаются НДС.

Как облагаются НДС электронные услуги иностранных компаний?

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Читайте также  Медаль суворова за что награждают

Определение места реализации услуг иностранцами

Самое трудное при приобретении услуг у иностранца определить, является ли наша организация налоговым агентом или нет? Должны ли мы платить за иностранного партнера НДС в бюджет? Цена такой ошибки — пени, штрафы, блокировка счета.

Читая Налоговый кодекс, мы просто «теряемся» в формулировках и не понимаем, что нам надо делать.

В этой статье предлагаем Вам схему по быстрому и четкому определению места реализации услуг (работ), а следовательно, понимания того, являемся ли мы налоговым агентом по НДС или можем просто произвести оплату иностранцу без НДС и спать спокойно.

Нормативные документы, регулирующие определение места реализации услуг

Для определения места реализации услуг (работ), приобретаемых у иностранных организаций, следует пользоваться разными нормативными документами. Поэтому в первую очередь надо установить, откуда иностранный продавец.

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

(Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия)

При работе с контрагентами из дальнего зарубежья налогоплательщики работают по нормам НК РФ.

На партнеров из ЕАЭС НК РФ не распространяется и юридической силы не имеет, поэтому следует учитывать требования Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. При этом, если в Договоре о ЕАЭС идет ссылка на локальное законодательство страны- участницы ЕАЭС, то пользуемся именно им и в т.ч. НК РФ.

Формулировки ст. 148 НК РФ и Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 практически идентичны, но отличия все-таки есть. Поэтому в нашей статье дается сравнительный анализ всех основных видов услуг и работ по НК РФ и Договору о ЕАЭС.

Организация заключила контракт с испанской компанией Transporten на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – РФ.

Т.к поставщик — иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Организация заключила контракт с казахской компанией Тасымал на оказание услуг по перевозке, транспортировке и связанные с ними услуги на территории РФ.

Место реализации услуг – не РФ (пп. 5 п. 29 Протокола ЕАЭС).

Т.к. в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014, Приложение N 18, нормы, аналогичной НК РФ (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) нет.

Как определить место реализации услуг?

Общее правило по определению места реализации услуг (работ)

Общее правило определения места реализации – по месту деятельности исполнителя, т.е продавца услуг (работ).

Место деятельности в РФ или не в РФ определяется по месту регистрации организации (предпринимателя):

Продавец зарегистрирован в РФ

Продавец не зарегистрирован в РФ

Если государственная регистрация отсутствует, то место деятельности определяется:

  • на основании места, указанного в учредительных документах;
  • места управления организацией;
  • места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;
  • места жительства индивидуального предпринимателя.

Для филиалов и представительств организации место деятельности определяется:

  • места нахождения постоянного представительства в РФ.

При приобретении услуг (работ) у иностранного партнера, который имеет постоянное представительство в РФ, российский покупатель уже не выступает в роли налогового агента по НДС. Налоговое бремя иностранец несет сам (ст. 306 НК РФ).

Указанные выше нормы, установлены в п. 2 ст. 148 НК РФ.

Что подразумевается под регистрацией в РФ?

Регистрация в РФ – это государственная регистрация организации (предпринимателя) в ФНС РФ с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Одновременно проводится постановка на налоговый учет и вносится запись в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), присваиваются Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), Код постановки на учет (КПП).

Проверить сведения о государственной регистрации можно на портале ФНС РФ

Когда не действует общее правило – место реализации услуг определяется по месту деятельности исполнителя?

Из общего правила «место реализации определяется по месту деятельности продавца» есть ряд исключений.

Чтобы правильно определить место реализации надо проверить, поименованы ли приобретаемые или оказываемые услуги (работы) в списке исключений. Если ни в одном из блоков с исключениями услуги и работы не значатся, то применяется общее правило – место реализации определяем по месту деятельности продавца.

Начинать определение места реализации услуг, работ следует всегда с исключений и затем переходить к общему правилу.

Чтобы определить место реализации услуг, работ надо пройти по каждому блоку, представленному ниже, и найти свой предмет договора (контракта).

Блоки начинаются с исключений и заканчиваются общим правилом.

В таблице приведена информация и для случаев приобретения услуг (работ) у партнеров из дальнего зарубежья и из ЕАЭС.

  • являемся ли мы налоговым агентом по НДС при приобретении услуг (работ) у иностранного продавца;
  • должна ли наша организация исчислить НДС, когда она сама оказывает услуги (работы) для иностранного покупателя.

Логика работы со схемой простая – следует определить:

  • свой статус по контракту – покупатель / продавец;
  • место реализации услуг (работ) — РФ / не РФ;
  • порядок исчисления НДС — исчисляется НДС / не исчисляется НДС.

В данных таблицах представлена общая схема порядка исчисления НДС при «импорте» и «экспорте» услуг и работ у иностранца.

Мы покупатель услуг, работ у иностранца

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

Мы продавец услуг, работ иностранцу

Место реализации РФ

Место реализации не РФ

С помощью блок-схемы, приведенной далее, перейдем к конкретике и определим место реализации приобретаемых (реализуемых) услуг и работ у иностранца.

Блок-схема Определение места реализации услуг

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом (исключение N 1)

Работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом (исключение N 2)

Работы, услуги, связанные с движимым имуществом

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта (исключение N 3)

Услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Место деятельности покупателя услуг (исключение N 4)

Место деятельности покупателя услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

аренда движимого имущества (кроме а/м)

аренда движимого имущества (кроме а/м)

Место реализации

Место нахождения пункта отправления и назначения (исключение N 5)

Место нахождения пункта отправления и назначения

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Место деятельности Поставщика услуг (общее правило)

Место деятельности Поставщика услуг

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ

Контрагент из ЕАЭС

Место реализации

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    .Коллеги, много вопросов от Вас поступает по следующей ошибке ЗУП...

Карточка публикации

Разделы:
Рубрика:Налоговые агенты / Услуги, работы
Объекты / Виды начислений:
Последнее изменение:27.08.2020

ID задана и содержит ID поста $termini = get_the_terms( $post->ID, ‘post_tag’ ); // так как функция вернула массив, то логично будет прокрутить его через foreach() foreach( $termini as $termin )< echo '' . $termin->name . »; > /* * Также вы можете использовать: * $termin->ID — понятное дело, ID элемента * $termin->slug — ярлык элемента * $termin->term_group — значение term group * $termin->term_taxonomy_id — ID самой таксономии * $termin->taxonomy — название таксономии * $termin->description — описание элемента * $termin->parent — ID родительского элемента * $termin->count — количество содержащихся в нем постов */ —>

(17 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

[30.11.2021 запись] ФСБУ 27/2021 – новые требования к бухгалтерской первичке и документообороту

[09.12.2021 запись] Практика применения ФСБУ 25 в 1С — Часть 3

[02.12.2021 запись] Практика применения ФСБУ 25 в 1С — Часть 2

[17.11.2021 запись] Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Огромное спасибо за семинар по аренде, очень содержательно и познавательно, а так же как всегда никакой воды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector