Статья 269 (НК РФ) Налогового кодекса РФ.

Статья 269 (НК РФ) Налогового кодекса РФ.

Что изменилось в НК РФ

В 2020 году в силу вступает множество поправок в налоговое законодательство. Изменения коснутся практически всех налогов, в том числе НДФЛ, НДС, налога на прибыль и земельного налога. Кроме того, с нового года изменятся сроки сдачи и формы налоговой отчётности. Обо всех нововведениях рассказывает Наталья Бокова — эксперт Контур.Школы.

Для экспресс-грузов и товаров, которые пересылаются в международных почтовых отправлениях, меняется порядок подтверждения права на применение нулевой ставки НДС.

В налоговую в электронной форме нужно будет представить в виде реестра сведения или из деклараций на такие товары и грузы, или из таможенных деклараций C№ 23.

Появились новые налогоплательщики — участники специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Лицо приобретает такой статус сразу после внесения в реестр.

– нулевая ставка налога в федеральный бюджет;

– возможна пониженная ставка в бюджеты субъектов РФ

НДФЛ
Списание безнадёжного долгаФедеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗПри списании безнадёжного долга доход образуется на дату прекращения обязательств. Если списывается безнадёжный долг физлиц, то дохода, который облагается НДФЛ, может и не бытьС 01.01.2020
Меняется порядок исчисления и уплаты НДФЛ для ИПФедеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗИП исчисляют авансовые платежи по НДФЛ исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных вычетов и с учётом ранее исчисленных авансов. Авансы нужно уплатить не позднее 25-го числа первого месяца, который следует за I кварталом, полугодием и 9 месяцем налогового периодаС 01.01.2020
Уход за ребёнком-инвалидомФедеральный закон от 17.06.2019 № 147-ФЗ изменил п. 78 ст. 217 НК РФОплата дополнительных выходных дней по уходу за ребёнком-инвалидом НДФЛ не облагаетсяС 01.01.2020
Налоговая база при продаже недвижимостиФедеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ добавил ст. 214.10 НК РФВведена новая статья 214.10 НК РФ — «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения»С 01.01.2020
Дополнен перечень доходов, не облагаемых НДФЛФедеральный закон от 29.09.2019 № 327-ФЗ изменил п. 28 ст. 217 НК РФОрганизация, которая ведёт образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, не начисляет НДФЛ на материальную помощь своим студентам в пределах 4 000 рублейС 01.01.2020
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 37.2 ст. 217 НК РФНе облагаются НДФЛ единовременные выплаты медицинским и педагогическим работникам, обеспечение которых осуществляется по госпрограммам. Сумма таких выплат не должна превышать 1 млн рублей. Освобождение от НДФЛ продлится до 31.12.2022С 01.01.2020
Федеральный закон от 29.09.2019 № 323-ФЗ изменил п. 46, 46.1 ст. 217 НК РФДоходы, полученные в результате стихийных бедствий, НДФЛ не облагаются. Например, от налогов освобождается материальная выгода, доходы от арендной платы жилья и др.С 01.01.2020
Уплата НДФЛ организациями с несколькими обособленными подразделениями (ОП)Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 2 ст. 230, п. 7 ст. 226 НК РФРоссийские организации, имеющие несколько ОП на территории одного муниципального образования, смогут выбирать, куда перечислить НДФЛ: по месту учёта одного из этих ОП или по месту нахождения организации. О своём выборе налоговый агент должен сообщить в ФНСС 01.01.2020
Уплата НДФЛ за счёт средств налогового агентаФедеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 9 ст. 226 НК РФЕсли во время налоговой проверки выяснится, что налоговый агент должен был удержать НДФЛ, но не сделал этого, то он будет обязан возместить налог из собственных средств. Физлицо при этом материально не пострадаетС 01.01.2020
Отчётность по НДФЛФедеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ изменил п. 2 ст. 230 НК РФФормы отчётности по 2-НДФЛ и 6-НДФЛ нужно представить до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Это значит, что отчётность за 2019 год нужно представить не позднее 02.03.2020. Если в организации больше 10 сотрудников, то отчётность по НДФЛ нужно будет сдать в электронном виде. С отчётности за 2021 год справка 2-НДФЛ будет подаваться в составе расчёта 6-НДФЛС 01.01.2020

К розничной торговле больше не относится продажа:

  • лекарств, которые подлежат обязательной маркировке (в том числе контрольными знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ);
  • обуви, одежды и изделий из натурального меха, которые подлежат обязательной маркировке (в том числе контрольными знаками по перечню кодов ОКП по видам экономической деятельности или по перечню кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, определяемых Правительством РФ)
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

UrDela.ru

Статья 269 (НК РФ). Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам

ч. 1. В целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

Действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269 приостановлено с 1 января по 30 июня 2010 года включительно в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года. Об определении предельной величины процентов, признаваемых расходом, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В целях настоящего пункта под ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации понимается:

в отношении долговых обязательств, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

в отношении прочих долговых обязательств — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на дату признания расходов в виде процентов.

ч. 2. Если налогоплательщик — российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений пункта 1 настоящей статьи применяются следующие правила.

Абзац исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.

Налогоплательщик обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности путем деления суммы процентов, начисленных налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом коэффициент капитализации определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующую доле прямого или косвенного участия этой иностранной организации в уставном (складочном) капитале (фонде) российской организации, и деления полученного результата на три (для банков и организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, — на двенадцать с половиной).

В целях настоящего пункта при определении величины собственного капитала в расчет не принимаются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.

ч. 3. В состав расходов включаются проценты по контролируемой задолженности, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, но не более фактически начисленных процентов.

При этом правила, установленные пунктом 2 настоящей статьи, не применяются в отношении процентов по заемным средствам, если непогашенная задолженность не является контролируемой.

ч. 4. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.

Проценты по договору займа в свете статьи 269 НК РФ

Между организациями заключен срочный договор займа с условием ежемесячной выплаты суммы причитающихся процентов. До истечения срока договора долг с согласия займодавца был переведен третьей организации.

Проценты, начисленные и уплаченные за период c даты заключения договора до даты перевода долга, были учтены заемщиком в составе расходов. Правомерны ли действия заемщика по учету в составе расходов процентов за период до даты перевода долга?

Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором (п. 1 ст. 809 ГК РФ).

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного) и только суммы процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами.

Ограничения, содержащиеся в ст. 269 НК РФ, касаются лишь величины суммы процентов, подлежащей признанию в составе расходов. Каких­либо требований к учету расходов в виде процентов, связанных с порядком исполнения заемного обязательства, положениями гл. 25 НК РФ не установлено.

При методе начисления проценты по договору займа признаются в составе внереализационных расходов на последний день каждого месяца, а также на дату погашения займа (абз. 2, 3 п. 4 ст. 328, абз. 2 п. 8 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, при получении денежного займа в целях налогообложения заемщик признает суммы процентов, начисленные и уплаченные за период фактического использования денежных средств, на последний день каждого месяца, а при переводе долга — учитывает проценты, начисленные и уплаченные за период с 1­го числа последнего месяца пользования займом по дату вступления в силу соглашения о переводе долга (включительно).

Необходимо ли прописывать в учетной политике критерии сопоставимости займов (кредитов) или достаточно указать выбранный способ расчета процентов для целей налогообложения?

Согласно ст. 269 НК РФ расходом для целей исчисления налога на прибыль признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, определяется в соответствии с абз. 4 п. 1, п. 1.1 ст. 269 НК РФ.

Выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово­хозяйственной деятельности налогоплательщика отражается в учетной политике организации для целей налогообложения (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Таким образом, в случае определения предельного размера процентов для целей исчисления налога на прибыль с учетом процентов по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях, налогоплательщик обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения не только выбранный способ расчета, но и критерии сопоставимости займов (кредитов), таких как валюта займа (кредита), сроки, объем, способы обеспечения. При этом положениями ст. 269 НК РФ налогоплательщику не предоставляется право самостоятельно вводить иные, отличные от перечисленных в вышеуказанной норме, критерии сопоставимости. Кроме того, налогоплательщик не вправе определять сопоставимость условий выдачи (получения) долговых обязательств только по нескольким критериям, выбранным им из четырех вышеприведенных (письмо ФНС России от 19.05.2009 № 3­2­13/74).

Изменение хотя бы одного из критериев сопоставимости долговых обязательств, установленных п. 1 ст. 269 НК РФ (отклонение срока предоставления займа или изменение объемов займа на величину более, чем установленный критерий и т.д.), ведет к признанию долговых обязательств для целей налогообложения несопоставимыми (письма Минфина России от 05.03.2005 № 03­03­01­04/2/35, от 07.06.2006 № 03­06­01­04/130, УМНС России по г. Москве от 11.07.2003 № 26­08/38889).

Если в учетной политике организации критерии сопоставимости долговых обязательств не установлены, это означает, что она нормирует проценты исходя из ставки ЦБ РФ. Такая позиция содержится в письме Минфина России от 19.06.2009 № 03­03­06/1/414.

У организации имеются несколько кредитных договоров, по одному из них она выступает заемщиком, а по остальным — заимодавцем. Учитываются ли при определении сопоставимости долговых обязательств займы, выданные организацией?

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, но с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

Из п. 1 ст. 269 НК РФ следует, что под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

По мнению Минфина России, налогоплательщик для расчета предельных процентов вправе оценивать сопоставимость как привлеченных им самим займов (кредитов), так и займов (кредитов), выданных другим российским организациям (письмо Минфина России от 27.04.2010 № 03­03­05/92).

Хотя ранее финансовое ведомство неоднократно указывало, что сопоставимыми могут признаваться только те обязательства, которые получены самим налогоплательщиком от всех своих кредиторов в течение отчетного периода (Письма Минфина России от 19.10.2009 № 03­03­06/1/673, от 19.06.2009 № 03­03­06/1/414, от 03.04.2009 № 03­03­06/1/215). Стоит отметить, что ФНС России по — прежнему придерживается указанной позиции (Постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2010 по делу № А23­4235/2009А­13­201ДСП) и некоторые арбитражные суды разделяют такой подход (Постановление ФАС Уральского округа от 16.07.2009 № Ф09­4885/09­С3), так как в НК РФ всегда идет речь о самом налогоплательщике, если нет специальной отсылки к третьим лицам. Поэтому ФНС России считает, что правило о сопоставимых обязательствах касается только самого налогоплательщика и полученных им кредитов.

На основании изложенного, налогоплательщик может нормировать проценты исходя из средних ставок по кредитам, которые сам выдал другим организациям, однако данную позицию скорее всего придется отстаивать в суде. Чтобы минимизировать риск возникновения спора налогоплательщику целесообразно подробно регламентировать в учетной политике способ нормирования процентов по займам, а также критерии сопоставимости.

Материалы журнала «Консультант Свердловская область»

Особенности учета процентов по долговым обязательствам (ст. 269 НК РФ)

06 ноября

Автор: Брызгалин Аркадий Викторович,

генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

заместитель генерального директора Группы компаний «Налоги и финансовое право» по экономическим проектам

Описание ситуации

1. В конструкции ст. 269 НК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ общее правило признания процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми, таково, что в доходах (расходах) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 269 (п. 1 ст. 269 НК РФ).

В п. 1.1 ст. 269 НК РФ установлено специальное правило, согласно которому по указанным долговым обязательствам налогоплательщик вправе признать в доходах (расходах) проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если указанная ставка находится в интервале предельных значений, установленных п. 1.2 ст. 269 НК РФ. Далее в специальном правиле п. 1.1 указано, что в случае несоблюдения условий нахождения фактической ставки в интервале предельных значений в доходах (расходах) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ.

2. В соответствии с изменениями, внесенными в п. 1.1 ст. 269 НК РФ Федеральным законом от 08.03.2015 № 32-ФЗ,

любой налогоплательщик-заемщик, являющийся стороной контролируемой сделки по договору займа, вправе с 01.01.2015 признавать для целей налогообложения прибыли расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по долговому обязательству, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Пункт 1.2 ст. 269 НК РФ на 2015 год максимальное значение интервала ставок для долговых обязательств, выраженных в рублях, установлено в размере 180 процентов ключевой ставки ЦБ РФ (подп. 1 п. 1.2).

При этом в целях применения п. 1.2 в отношении долговых обязательств, по которым ставка является фиксированной и не изменяется в течение всего срока действия долгового обязательства, под ключевой ставкой ЦБ РФ понимается соответствующая ставка, действовавшая на дату привлечения денежных средств (подп. 1 п. 1.3 ст. 269 НК РФ).

Ключевая ставка ЦБ РФ введена Банком России 13.09.2013 года как процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора (Информация ЦБ РФ от 13.09.2013 «О системе процентных инструментов денежно-кредитной политики Банка России).

Вопрос 1: исходя из конструкции пунктов 1 и 1.1 ст. 269 НК РФ, правильно ли мы понимаем, что Налоговым кодексом предусмотрена вариативность признания доходов (расходов) по долговым обязательствам, и в Учетной политике для целей налогообложения налогоплательщик должен закрепить (путем внесения дополнений) один из вариантов признания процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми:

  • признание в доходах (расходах) процентов, исчисленных исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, или
  • признание в доходах (расходах) процентов, исчисленных исходя из фактической ставки при условии нахождения указанной ставки в интервале ее предельных значений. В случае несоблюдения условий нахождения фактической ставки в интервале предельных значений в доходах (расходах) признавать проценты, исчисленные исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ?

Ответ. До принятия Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ абз. 3 п. 1 и п. 1.1 ст. 269 НК РФ действительно соотносились между собой как общая и специальная норма.

С принятием указанного Закона п. 1.1 ст. 269 НК РФ, исходя из теории права, по своему содержанию уже не является специальной нормой, поскольку это содержание охватывает собой (дублирует) и абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ.

Тем не менее из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в абз. 3 п. 1 и абз. 1 п. 1.1 ст. 269 НК РФ («…если иное не установлено настоящей статьей», «…налогоплательщик вправе»), можно сделать вывод о том, что «интервальный» порядок налогового учета доходов и расходов по долговым обязательствам является правом налогоплательщика, от которого можно отказаться, и сразу перейти к обоснованию рыночного уровня процентов по долговому обязательству с применением правил и методов раздела V.1 НК РФ. Целесообразность перехода налогоплательщика к такому порядку можно, конечно, ставить под сомнение (нет смысла затрачивать время и другие ресурсы на обоснование рыночного характера процентов, если их можно учесть в фактическом размере и без такого обоснования), но с чисто формальной (юридической) точки зрения у налогоплательщика действительно появляется вариативность способа признания доходов (расходов) по долговым обязательствам, выбор которого необходимо закрепить в учетной политике.

Читайте также  Ответственность за спаивание несовершеннолетних по

В противном случае налоговый орган, опираясь на толкование абз. 4 п. 1.1 ст. 269 НК РФ «При несоблюдении условий, установленных абзацами первым – третьим настоящего пункта…», может прийти к выводу о том, что налогоплательщик не намерен реализовать свое право на учет процентов в «интервальном» порядке, которое закреплено как раз в абзаце первом п. 1.1 ст. 269 НК РФ, и определить сумму процентного дохода/расхода исходя из фактической ставки, с учетом положений раздела V.1 настоящего Кодекса (т.е. доказать, что используемая налогоплательщиком процентная ставка не соответствует рыночной процентной ставке, и исходя из этого, доначислить налог).

Кроме того, налоговый орган скорее всего будет настаивать на том, что учет в доходах/расходах суммы процентов в фактическом размере сам по себе не является доказательством выбора налогоплательщиком именно интервального порядка учета процентов. А значит, по умолчанию в этом случае применяется «рыночный» порядок учета, поскольку именно он закреплен в качестве общего правила в абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ. Тем самым налоговый орган возложит на налогоплательщика обязательство представить доказательство выбора последним интервального порядка учета процентов, а таким доказательством может стать закрепление данного порядка в учетной политике.

Соответственно, налогоплательщику во избежание претензий со стороны налоговых органов необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения один из названных Вами вариантов признания процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми.

Вопрос 2: правильно ли мы понимаем, что по долговым обязательствам, возникшим в результате привлечения денежных средств до 13.09.2013 в рамках сделки, признаваемой контролируемой (с условием фиксированной ставки процента), налогоплательщикам не представляется возможным воспользоваться правом признания в доходах (расходах) процентов, исходя из интервала предельных значений, установленных подп. 1 п. 1.2 ст. 269 НК РФ, в силу отсутствия значения ключевой ставки на момент привлечения денежных средств?

Ответ. Действительно, в новой редакции п. 1.2 ст. 269 НК РФ и подп. 1 п. 1.3 ст. 269 НК РФ вместо понятия «ставка рефинансирования» стало использоваться понятие «ключевая ставка», которой до 13.09.2013 не существовало.

В то же время, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ действие ст. 269 НК РФ в редакции данного закона распространяется лишь на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 года. Соответственно, на правоотношения, возникшие до 01.01.2015, распространяется ст. 269 НК РФ, в редакции, которая действовала до 01.01.2015 и использовала понятие «ставка рефинансирования» (вместо «ключевой ставки») с другими интервалами процентных ставок (75-180% – на 2015 год).

Следовательно, по долговым обязательствам, возникшим в результате привлечения денежных средств до 13.09.2013 в рамках сделки, признаваемой контролируемой (с условием фиксированной ставки процента), налогоплательщик имеет возможность воспользоваться правом признания в доходах (расходах) процентов, исходя из интервала предельных значений, установленных подп. 1 п. 1.2 ст. 269 НК РФ, но исходя не из интервала ключевой ставки ЦБ (0-180% – на 2015 год), а из интервала ставки рефинансирования ЦБ (75-180% – на 2015 год).

Вопрос 3: если налогоплательщик закрепляет в Учетной политике вариант признания доходов (расходов) по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемой сделки, исходя из интервала предельных значений, обязан ли он в соответствии с требованиями ст. 105.15 НК РФ готовить документацию по указанной сделке (сведения о сделке подлежат включению в уведомление о контролируемой сделке).

Ответ. По смыслу и содержанию ст. 105.15 НК РФ данная норма не ставит обязанность по представлению документации в налоговый орган в зависимость от закрепления (или незакрепления) в Учетной политике варианта признания доходов (расходов) по долговым обязательствам, возникшим в результате контролируемой сделки.

Стоит отметить, что изначально ст. 105.15 НК РФ была задумана законодателем с целью предоставить налоговому органу возможность получить ту дополнительную информацию о контролируемой сделке, которая отсутствует в Уведомлении о контролируемых сделках. Конечной целью представления этой информации является проверка соответствия цены контролируемой сделки рыночной цене.

Учитывая, что при использовании процентной ставки по займу в рамках интервала предельных значений доходы (расходы) по процентам учитываются исходя из их фактического размера и без применения раздела V.1 НК РФ, по нашему мнению, у налогового органа в изложенной Вами ситуации в целом отсутствует смысл истребовать какую-либо документацию по контролируемой сделке займа (нет смысла проверять «рыночность» процентной ставки). Соответственно, и у налогоплательщика по этой причине отсутствует необходимость ее заранее готовить. Тем не менее, учитывая, что истребование данной документации осуществляется целиком по усмотрению налогового органа, на 100% нельзя исключать ситуацию, при которой эта документация (или какой-либо отдельный документ/пояснение) все же будет истребована.

Вопрос 4: возможно ли займодавцу как стороне контролируемой сделки воспользоваться предоставленной законодателем возможностью для снижения налоговой нагрузки, заключив с заемщиком (убыточным взаимозависимым лицом) дополнительное соглашение к договору займа на 2015 год на изменение процентной ставки до 0,1% годовых либо новый договор займа на аналогичных условиях? Каковы налоговые риски в указанной ситуации?

Ответ. Действительно, изменения, внесенные в п.п. 1 – 1.3 ст. 269 НК РФ Федеральным законом от 08.03.2015 № 32-ФЗ, в определенной степени улучшили положение налогоплательщиков, по сути, выведя из под ценового контроля низкопроцентные займы, благодаря установлению интервала ключевой ставки от 0%.

Но это касается лишь займов, выданных, начиная с 01.01.2015, поскольку в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ ст. 269 НК РФ в редакции данного Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2015.

Законодатель не разъяснил, что именно применительно к данному Закону считать возникновением правоотношений. Однако если исходить из общей теории права, моментом возникновения правоотношения (налогового правоотношения) может являться момент начала налогового периода по налогу на прибыль. Менее вероятным является вариант, при котором под правоотношением понимается гражданское правоотношение по поводу займа, а моментом его возникновения – заключение сделки займа.

Если стороны займа в 2015 году заключают новый договор займа, то это приводит к возникновению нового заемного правоотношения, к которому уже в полной мере должны применяться благоприятные положения Федерального закона от 08.03.2015 № 32-ФЗ. И само по себе заключение такого соглашения на условиях, аналогичных предыдущему займу, налоговых рисков повлечь не должно. Во всяком случае, законодатель не предусмотрел каких-то ограничений или негативных последствий заключения в 2015 году таких соглашений.

При трактовке правоотношения как налогового правоотношения по исчислению налога на прибыль за 2015 год стороны могут в 2015 году заключить как новый договор займа с пониженной ставкой, так и дополнительное соглашение о новой процентной ставке. Для целей налогообложения в любом случае будет учитываться доход (расход), исходя из новой ставки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector