Статья 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти

Статья 319 УК РФ. Оскорбление представителя власти

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.

Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.

Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е. противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е. быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.

Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Муромская городская прокуратура

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

27 августа 2021, 17:35

Ответственность за публичное оскорбление представителя власти, а также за унижение чести и достоинства гражданина

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц — одного или нескольких.

Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.

Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е. противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е. быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.

Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Статья 319. Оскорбление представителя власти

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Комментарий к статье 319 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную деятельность органов власти и их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти.

Потерпевшими от преступления являются только представители власти. О понятии представителя власти см. комментарий к ст. 318.

2. Объективная сторона преступления состоит в оскорблении представителя власти <1>. Специфичным для данного преступления является публичность оскорбления. Это означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, выраженные в неприличной форме (явно не соответствуют общепринятым нормам поведения, грубо попирают человеческое достоинство <2>), становятся достоянием многих лиц, например из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из СМИ. Такие выступления могут быть перед аудиторией, на улице. Признаком публичности обладают всевозможные листовки, обращения, содержащие оскорбительные сведения о представителе власти и вывешиваемые в доступных для чтения местах <3>.

———————————
<1> БВС РФ. 1999. N 2. С. 22.
<2> БВС РФ. 2002. N 3. С. 17 — 18.
<3> БВС РФ. 2007. N 2. С. 24.

В законе подчеркнуто, что преступлением является публичное оскорбление как при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей, так и в связи с их исполнением (в том числе и в прошлом). Если оскорбление представителя власти связано с исполнением им иных обязанностей и уголовная ответственность за такое оскорбление установлена в УК, содеянное может быть квалифицировано, например, по ст. ст. 297, 336 УК.

Оконченным преступление считается уже в момент высказывания слов оскорбительного характера или иных действий. Фактически наступившие в результате оскорбления последствия лежат за пределами данного состава преступления и могут быть учтены при назначении наказания. Если в содеянном дополнительно имеются признаки другого состава преступления, все совершенное образует совокупность преступлений и квалифицируется по комментируемой статье и соответствующей статье УК.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественно опасный характер публичного оскорбления представителя власти, осознает, что оскорбляет представителя власти при исполнении или в связи с исполнением им своих должностных обязанностей, и желает сделать это.

4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. С учетом признаков состава данное преступление следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ст. ст. 213, 297, 318, 336 УК, и от мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП).

Другой комментарий к статье 319 УК РФ

Основным объектом преступления является нормальная деятельность органов власти, их авторитет. Дополнительный объект — честь и достоинство представителя власти.

Общественная опасность оскорбления представителя власти состоит в том, что данное преступление подрывает авторитет органов управления, создает обстановку нервозности в деятельности их сотрудников, затрагивает их честь и достоинство, тем самым внося дезорганизацию в работу органов управления.

Объективная сторона состоит в публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.

Оскорбление представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

Под честью понимается общественная оценка личности, относящаяся к ее моральным, нравственным, духовным, социальным качествам. Достоинство — это внутренняя самооценка личности с позиции своей значимости в обществе, конкретном коллективе, самооценка своих умственных, деловых, моральных качеств.

Оскорбление может быть осуществлено любыми способами: словесно, жестами, письменно и т.д. Способ совершения преступления не влияет на наличие состава преступления.

Для рассматриваемого состава преступления необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, оскорбление должно быть осуществлено публично. По смыслу уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти. Это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается. Например, оскорбление наносится с использованием внутреннего радиовещания. Оскорбление может быть совершено как в присутствии потерпевшего, так и в его отсутствие.

По смыслу указанного уголовного закона публичными могут признаваться такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти.

Во-вторых, оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Если деяние осуществляется за пределами указанных обстоятельств, оно подлежит квалификации по статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за преступления против личности. Вместе с тем для состава оскорбления представителя власти не будет иметь значения мотивация оскорбления, если оно нанесено в период исполнения должностных обязанностей. Оскорбление в связи с исполнением должностных обязанностей означает наличие субъективной связи между действиями потерпевшего как представителя власти и нанесенным оскорблением. Такое оскорбление может быть, к примеру, местью за деятельность представителя власти, выражением недовольства такой деятельностью.

В-третьих, оскорбление должно быть выражено в неприличной форме. Неприличная форма означает не только нецензурную брань или непристойные жесты в адрес представителя власти, но и иные формы, которые находятся в противоречии с принятыми в обществе нормами поведения, например плевок в лицо, пощечина, уничижительная кличка и др.

По конструкции объективной стороны данное преступление является преступлением с формальным составом и считается оконченным с момента совершения оскорбления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что унижает честь и достоинство представителя власти, и желает этого. При нанесении оскорбления не в период исполнения потерпевшим должностных обязанностей обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является его мотивация — связь с исполнением должностных обязанностей.

Оскорбление представителя власти: административная и уголовная ответственность

Под объектом понимают лицо, в отношении которого свершается преступление

Уголовное законодательство РФ предусматривает отдельные карательные меры за некоторые специфические виды преступлений. Так, статья 319 УК РФ содержит варианты наказаний за оскорбление представителя власти. Основанием привлечения к ответственности в этом случае выступает доказанный факт озвучивания в адрес последнего нецензурных выражений, унижающих как личное достоинство, так подрывающих авторитет государственной системы.

Объект преступления: органы власти и их состав

Незаконное деяние не может быть признано преступлением без наличия соответствующего состава. В него входят – объект, объективная сторона. А также, субъект и субъективная сторона.

Под объектом понимают лицо, в отношении которого свершается преступление. В рамках дел об оскорблении власти незаконное деяние направлено против конкретного представителя. Он же выступает пострадавшей стороной.

Если подробнее, то в состав органов власти входят должностные лица, исполняющие обязанности на базе всевозможных госструктур, и по совместительству наделенные полномочиями давать предписания обычным гражданам.

В частности, это:

  1. Сотрудники управленческого аппарата – федерального и регионального. Например, главы администраций местного уровня, депутаты. Также руководители подразделений различных направлений деятельности, если она включена в государственный аппарат.
  2. Контролирующие инстанции. Сюда входит ФНС РФ, противопожарная служба, ветеринарный надзор, органы санитарно-эпидемиологического контроля (Роспотребнадзор, ФМБА России), трудовая инспекция.
  3. Правоохранительные структуры. А именно – полиция, суд, прокуратура, ФСБ, таможня, ФССП. Деятельность указанных органов направлена на борьбу с нарушениями закона, на обеспечение гражданам РФ безопасности, на защиту их прав и интересов.

Также представителями органов считаются военные, привлеченные к надзору за соблюдением общественного порядка и к охране граждан.

При этом комментарий к ст. 319 УК поясняет, что в расширенном смысле объектом преступления в этом случае признается сама суть и результативность функционирования государственной системы. А также правоотношения в соответствующей сфере.

Объективная сторона деяния: оскорбление и его суть

Объективная сторона подразумевает наличие определенных действий, формирующих уголовное преступление. В конкретном случае противоправным поведением выступает непосредственное оскорбление.

В широком смысле термин означает высказывание в сторону кого-либо неких слов с целью унижения достоинства и чести. В подобной ситуации обидчик намеренно озвучивает в адрес оппонента выражения нецензурного характера, намереваясь морально задеть его, вызвать негативные чувства, оказать психологическое давление.

Важно! Оскорбление выражается в письменной либо словесной форме. Вдобавок оно может быть нанесено в виде физического действия. Например, в качестве плевка, пощечины, неприличного жеста, толчка. Карикатура, фотомонтаж также признаются оскорблением.

Общепринятая трактовка оскорбления как противоправного деяния распространяется и на случаи, когда пострадавшим лицом выступает сотрудник управленческих органов. Однако здесь есть ряд нюансов.

Чтобы деяние было квалифицировано как уголовное, требуется соблюдение условий:

  1. Публичность. Означает присутствие третьих лиц в момент высказывания представителю власти нецензурных выражений. Однако свидетели не должны иметь отношения к управленческой системе. Публичность также может выражаться в распространении агитационных листовок и плакатов, размещении в СМИ порочащих материалов (включая посты в соцсетях), выступлениях на общественных мероприятиях.
  2. Исполнение обязанностей должностным лицом. Противоправные действия должны быть совершены в момент пребывания представителя власти на службе либо быть напрямую связаны с ней.

Нецензурные, агрессивные высказывания в сторону конкретного сотрудника госаппарата, оценивающие степень его профессионализма, трактуются не только как намерение унизить его, но рассматриваются как попытка дискредитации всей государственной системы. В этом случае речь идет о подрыве авторитета органов управления, что в дальнейшем может сказаться на их деятельности. По этой причине подобное поведение рассматривается строго в рамках Уголовного Кодекса РФ.

Субъект преступления и субъективная сторона

Субъект – лицо, свершившее незаконное деяние. Наказание за рассматриваемое преступление может быть назначено гражданину по достижении 16 лет. Обязательное требование – вменяемость виновного.

Субъективная сторона раскрывает отношение нарушителя к собственному поведению. Чтобы дело было возбуждено в рамках УК РФ, действия виновника должны быть умышленными. Правонарушитель должен преследовать конкретную цель – оскорбить представителя управленческого аппарата именно в связи с его деятельностью.

Еще одно обязательное условие – осознание неправомерности поступка и понимание того, что за окончанием преступления могут последовать соответствующие карательные санкции.

Варианты наказаний и взысканий

Разобраться, что будет за оскорбительные высказывания, озвученные в сторону сотрудника аппарата власти, поможет ст. 319 УК. Реального лишения свободы в этом случае не предусмотрено. Итоговые санкции будут зависеть от совокупности всех обстоятельств дела, включая личность виновника и последствия, наступившие за правонарушением.

Уголовное наказание может быть следующим:

  • штраф – до 40 тыс. рублей либо в сумме дохода виновного лица за последние 3 месяца, но не больше;
  • обязательные работы – на период, составляющий максимум 360 часов;
  • труд исправительного характера – на срок, не превышающий 1 год.

Выполнение обязательных работ назначается на время, свободное от основной трудовой деятельности. Их разновидность и место определяется администрацией либо уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ).

Исправительные работы производятся по месту трудоустройства, при этом из заработной платы осужденного изымается сумма в размере от 5% до 20%. Если виновный не занят постоянной деятельностью, то место выполнения также назначается УИИ или администрацией.

Что грозит за оскорбление полицейского при исполнении?

Полицейский входит в состав системы органов правопорядка. Соответственно агрессивные высказывания, нецензурная брань в его адрес признаются преступным деянием и попадают под статью 319 УК. Наказание – штраф, исправительные либо обязательные работы. При этом сотрудник должен находиться в этот момент на службе. Словесная перепалка на отдыхе или в бытовых условиях, когда представитель органов не пребывает при исполнении профессиональных обязанностей, не подлежит рассмотрению в рамках УК РФ. Однако в такой ситуации действия правонарушителя могут попасть под ст. 5.61 КоАП, предусматривающую наказание за оскорбление граждан. Санкции будут иметь вид штрафа в размере от 1 до 3 тыс. рублей.

Судпрактика по ст. 319 УК

Как показывает судебная практика, большинство дел, возбужденных по ст. 319 УК, связано с попранием достоинства полицейских, приставов и прочих сотрудников правоохранительной системы. Самая часто назначаемая мера наказания – штрафное взыскание.

Имеют место и случаи отмены обвинительных вердиктов по рассматриваемой статье. Основные поводы – нецензурные выражения в ходе частной беседы, отсутствие доказательств прямого умысла, невыявление связи между бранными высказываниями и деятельностью представителя власти.

Что касается того, как избежать карательных мер по УК РФ, то тут может помочь публичное раскаяние и озвучивание извинений. При этом, скорее всего, будет назначен судебный штраф, но вот судимости удастся избежать. Однако такой вариант нельзя назвать стопроцентно действенным, потому как здесь идет речь не столько о попрании достоинства представителя власти, сколько о попытке подрыва доверия ко всей системе. Поэтому лучший способ не попасть под ответственность по ст. 319 УК – избегать нецензурных выражений и агрессии в адрес сотрудников управленческого аппарата.

Заключение

Санкции за публичное оглашение нецензурных выражений в сторону сотрудников управленческих структур зафиксированы в ст. 319 УК. В этом случае такой вариант наказания, как реальное лишение свободы, – не предусмотрен. В качестве карательных мер применяют штраф в сумме не более 40 тыс. рублей, обязательные работы либо исправительный труд. Как показывает практика, самым часто назначаемым наказанием выступает денежное взыскание.

Предложено декриминализировать ст. 319 УК об ответственности за оскорбление представителей власти

14 мая в Госдуму поступил законопроект № 956144-7 об исключении из УК РФ ст. 319, устанавливающей уголовную ответственность за оскорбление представителей власти.

Авторы поправок пояснили свою инициативу тем, что ст. 319 УК не предусматривает никакого наказания в виде лишения свободы. «В большей степени все перечисленные в статье наказания – штраф, обязательные или исправительные работы – свойственны административным наказаниям, и мы считаем, что в полной мере достаточны меры наказания, предусмотренные КоАП РФ. Не видим целесообразности увеличивать число уголовно судимых граждан в тот момент, когда государство все последние годы стоит на пути декриминализации ряда статей УК», – отмечено в пояснительной записке.

В этой связи авторы поправок предложили уравнять правовое положение субъектов публичной власти и российских граждан путем сбалансированного действия именно административной ответственности за оскорбительные высказывания в целях восстановления социальной справедливости. Они также сослались на конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, а также обязанность государства гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина.

«Любые формы ограничения прав граждан по признакам имущественного или должностного положения, расовой, национальной или религиозной принадлежности не допускаются. Исключения из данного положения Конституцией РФ запрещаются. Таким образом, предлагается исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью или ее отсутствием», – полагают они.

Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин назвал законопроект благими намерениями. «Группа депутатов озаботилась социальной справедливостью и предлагает, пока только на примере ст. 319 УК РФ, “исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью”. В обществе социального неравенства – это утопия. В теоретическом смысле – это “нищета философии”, путаница. Должностное лицо обладает отличными от прочих полномочиями и гарантиями по определению, и это правомерно, пока является не привилегией, а условием эффективного осуществления функции, возложенной законом», – пояснил он.

По мнению эксперта, норма об оскорблении, допущенном по мотивам личной неприязни (ст. 5.61 КоАП РФ), не охватывает объект (порядок управления), на который посягают, унижая честь и достоинство «государева человека». «В практическом смысле – это непоследовательность, ибо сохраняются нормы, преследующие оскорбление судьи и сторон процесса (ч. 2 ст. 297 УК РФ), а также оскорбление военнослужащими друг друга (ст. 336 УК РФ). В процессуальном смысле – это умаление прав человека, поскольку административное производство не предполагает развернутых гарантий для преследуемого государством лица, свойственных уголовному судопроизводству», – добавил Сергей Пашин.

По его словам, все эти недостатки обоснования предложения депутатов, однако, перевешивает единственное соображение: декриминализация деяния, за которое не предполагается наказание в виде лишения свободы, всегда благотворна. «Наше уголовное законодательство неразумно жестоко и переполнено деяниями, не представляющими общественной опасности, но при осуждении за них влекущими стигматизацию человека и судимость. Судимость же сопровождается фактически пожизненным запретом на ряд профессий. Думаю, законопроект нужно поддержать, ст. 319 УК РФ устранить, но в КоАП следует ввести норму о взыскании за оскорбление представителя власти», – резюмировал Сергей Пашин.

Читайте также  Новые льготы для вдов чернобыльцев 2022г.

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен полагает, что законопроект продолжает тему ответственности за оскорбление государства и его представителей в контексте законотворческой инициативы МВД о распространении на полицию защиты, предоставляемой ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ. «Кроме того, можно отметить его косвенную связь с методическими рекомендациями МВД о практике применения вышеуказанной статьи, о котором ранее также сообщала “АГ”», – отметил он.

По мнению эксперта, поскольку с отменой ст. 319 УК РФ не предполагается введение какой-либо новой статьи в Кодекс либо КоАП, то действия, ранее охватывавшиеся ею, будут квалифицироваться либо по ст. 5.61 (оскорбление), либо по ч. 1 ст. 20.1 (мелкое хулиганство) КоАП РФ в зависимости от конкретных обстоятельств. «В целом эта инициатива находится в русле тенденции к смягчению ответственности “за слова” и перевода ее из уголовной в административную, начатой введением административной презумпции в ч. 1 ст. 282 УК РФ и продолженной ограниченным правоприменением ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ», – пояснил адвокат.

Матвей Цзен отметил, что сейчас в России создалась законодательная ситуация, в которой оскорбление президента, государства и общества в целом влечет за собой административную ответственность, а оскорбление участкового или мелкого чиновника – уголовную. «Очевидно, что такая ситуация перевернутой пирамиды иерархии общественных ценностей не является здоровой и должна быть исправлена. Отдельно отмечу, что согласно данным судебной статистики в 2019 г. судами по ст. 319 УК РФ рассматривались дела в отношении 12,5 тыс. человек – учитывая бюрократичность и формализованность нашего уголовного процесса – это довольно существенная нагрузка, снятие которой разгрузит как правоохранительные органы, так и суды», – резюмировал эксперт.

Председатель МКА «Паритет» Ерлан Назаров назвал крайне маловероятной перспективу принятия рассматриваемого законопроекта, когда общая тенденция законотворческой деятельности имеет совершенно противоположный вектор – «закручивание гаек», установление новых запретов, ограничений прав и свобод граждан, введение и усиление административной и уголовной ответственности за поведение, которое власть считает неприемлемым с точки зрения обеспечения собственного спокойствия и комфорта.

По мнению эксперта, подобные приоритеты вызывают обоснованную тревогу. «Несмотря на периодически звучащие с высоких трибун декларации о необходимости либерализации законодательства, в центре внимания законодателей в последние годы в значительной степени находились вопросы обратного свойства. Достаточно вспомнить Закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ о внесении изменений в УК и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, которым, в частности, введена ответственность за недоносительство, усугублено наказание за “экстремистские” проявления; “пакет Яровой”, назначением которого является создание условий для тотальной слежки за гражданами; Закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ, ограничивающий свободу деятельности новостных агрегаторов в РФ. Немало было нововведений и в КоАП РФ, в том числе за “оскорбление” власти с несоразмерно огромными штрафами (ч. 3–5 ст. 20.1., введенные Законом от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ) и т.п. Наблюдается стабильный рост числа осужденных по “политическим” статьям, большой резонанс вызвали гонения за репосты и лайки в интернет-сети», – отметил адвокат.

Ерлан Назаров полагает, что комментируемый законопроект об исключении ст. 319 из Уголовного кодекса выпадает из этого тренда, обусловленного стремлением защитить властную вертикаль от любого крамольного поведения и неугодных поползновений со стороны общества. «Хотя сама инициатива ряда депутатов, направленная на снижение числа осужденных граждан путем исключения упомянутой статьи из Кодекса, представляется разумной», – считает он.

Со ссылкой на статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ эксперт отметил, что количество осужденных за преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, остается на достаточно высоком уровне. «Так, в 2019 г. их число составило 9189 человек (против 10 154 человек в 2018 г.), из них примерно 50% приговорено к штрафам (4455 и 5028 человек соответственно), 2224 человека – к исправительным работам (2018 г. – 2339 человек), к обязательным работам – 2199 человек (2018 г. – 2380 человек), подвергнуты мерам медицинского характера 108 граждан, признанных невменяемыми. Так что статья, что называется, “работает” и активно применяется на практике», – заключил адвокат.

Ерлан Назаров добавил, что чаще всего потерпевшими по такой категории уголовных дел становятся сотрудники правоохранительных органов, нередко своими собственными избыточно жесткими мерами сами провоцирующие граждан на неадекватную реакцию. «Вряд ли государство откажется от преследования граждан за оскорбление представителей власти в силу того, что непосредственным объектом преступления является авторитет органов государственной власти и местного самоуправления, а честь и достоинство конкретного должностного лица – дополнительным. Хотя было бы целесообразным рассмотреть вопрос о введении, по крайней мере, административной преюдиции по аналогии со ст. 282 УК РФ, которая служила бы действенной профилактической мерой, направленной на предотвращение рецидива такого правонарушения», – подытожил адвокат.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector