Статья 60.1 УИК РФ. Места отбывания принудительных

Статья 60.1 УИК РФ. Места отбывания принудительных

Статья 60.1 УИК РФ. Места отбывания принудительных

УИК РФ Статья 60.1. Места отбывания принудительных работ

1. Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В случаях, указанных в части второй.1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном центре, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.

(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в имеющихся исправительных центрах по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительный центр, расположенный на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения (привлечения к труду).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. По письменному заявлению осужденного к принудительным работам либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного он может быть направлен в исправительный центр, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в исправительном центре, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 96-ФЗ)

3. Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

3.1. В целях привлечения к труду осужденных к принудительным работам на базе имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование организациями, использующими труд этих осужденных, могут создаваться участки исправительных центров, расположенные вне исправительных центров, но в пределах субъектов Российской Федерации, на территориях которых они находятся. Порядок создания и функционирования указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Типовой договор между исправительным центром и организацией, использующей труд осужденных к принудительным работам, находящихся на участке исправительного центра, расположенном вне территории исправительного центра, утверждается федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 179-ФЗ)

4. Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частями второй и второй.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Перевод осужденного к принудительным работам для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного центра, при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном центре, а также в случаях, предусмотренных частью шестой настоящей статьи. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

(часть 5 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 96-ФЗ)

6. По письменному заявлению осужденного к принудительным работам, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой или второй настоящей статьи, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного один раз в период отбывания принудительных работ осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в исправительном центре, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного центра в другой, такой осужденный переводу в другой исправительный центр не подлежит.

Осужденные могут отбывать наказание недалеко от своих семей

28 сентября 2020 года в силу вступил Федеральный Закон 96-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс РФ». Эти изменения касаются осужденных к лишению свободы и к принудительным работам.

Теперь эти осужденные смогут перевестись в исправительные учреждения, расположенные ближе к месту жительства своих ближайших родственников. Рассмотрим новый порядок подробнее.

Как перевести осужденного к принудительным работам в исправительный центр рядом с домом?

Для этого понадобится заявление осужденного или его близкого родственника, но осужденный должен быть согласен. Далее ФСИН будет рассматривать есть ли возможность разместить осужденного в исправительном центре рядом с домом его близкого родственника. Будет возможность – осужденного направят, не будет – найдут ему другой исправительный центр, наиболее близкий к месту жительства его семьи. (Ч. 2–1 ст. 60-1 УИК РФ).

Только что осужденного к принудительным работам будут направлять в наиболее близко расположенный исправительный центр, где есть возможность его разместить.

Случаи, когда возможен перевод осужденного к принудительным работам из одного исправительного центра в другой:

если это требуется, чтобы обеспечить его личную безопасность;

если исправительный центр реорганизуется или ликвидируется;

если сложились такие обстоятельства, которые не позволяют ему находиться именно в этом учреждении;

если он или его близкий родственник, но с его согласия, напишет заявление во ФСИН России о переводе в место, где проживает его семья. Если возможности размещения в таком исправительном центре нет, — в ближайший к месту жительства близкого родственника. Такой перевод возможен один раз за весь период отбытия наказания. (Ч.ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ).

Перевести осужденного из одного исправительного центра в другой не получится только в случае, если в пути следования наступит окончание срока наказания. (Ч. 5 и 6 ст. 60-1 УИК РФ, ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

При переводе по заявлению, оплачивать свой «переезд» в исправительный центр рядом с местом жительства своих родственников осужденные будут самостоятельно. В прочем, следовать к этому новому месту они тоже будут сами. (Ст. 60-2 УИК РФ).

Если же осужденного переводят НЕ по заявлению, а по иным причинам, то к новому месту отбытия наказания он отправляется за счёт государственных средств, но самостоятельно.

Согласно новому порядку, осужденный направляется в исправительное учреждение, наиболее близко расположенного субъекта РФ, где есть условия для его размещения, если по его месту жительства такое учреждение отсутствует. (Ч. 2 ст. 73 УИК РФ).

Как перевести осужденного к лишению свободы ближе к месту жительства близких родственников?

Для этого понадобится заявление осужденного или его близкого родственника, но осужденный должен быть согласен. Далее ФСИН рассмотрит: есть ли возможность разместить осужденного в исправительном учреждении рядом с местом жительства его близкого родственника. Будет возможность – осужденного направят в такое учреждение, не будет – найдут колонию, расположенную наиболее близкую к семье. (Ч. 2-1 ст. 73 УИК РФ).

Случаи, когда перевод осужденного к лишению свободы из одной колонии в другую возможен

(кроме осужденных по статьям, указанным в ч. 4 ст. 73 УИК РПФ):

  • при болезни осужденного;
  • для обеспечения его личной безопасности;
  • при реорганизации или ликвидации колонии;
  • при обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в этом учреждении;
  • по заявлению осужденного или его близкого родственника, но с его согласия. Тогда ФСИН России направит осужденного в исправительное учреждение, расположенное в субъекте РФ, где проживает его близкий родственник. Если возможность размещения в такой колонии будет отсутствовать, то осужденного переведут в ближайшую к месту жительства близкого родственника колонию. (Ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

В другое исправительное учреждение осужденный к лишению свободы за:

  • преступления террористической направленности,
  • похищение человека,
  • участие в НВФ, бандитизме, преступном сообществе,
  • государственную измену,
  • вооруженной захват власти,
  • организацию экстремистского сообщества или экстремистской организации,
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа,
  • дезорганизацию деятельности исправительного учреждения.

может быть переведен только по решению органов Уголовно-Исполнительной системы. (Ч. 2 ст. 81 УИК РФ).

Как проводится задержание осужденных, уклоняющихся от наказания

Уголовное наказание всегда связано со значительными ограничениями прав и свобод лица, поэтому не исключены попытки осужденных скрыться и не отбывать назначенное судом наказание. В этом случае осужденный объявляется в розыск и в случае поимки может быть задержан. Такие меры обеспечения исполнения уголовного наказания предусмотрены для обязательных работ (ч.2 ст.30 УИК РФ), исправительных работ (ч.4 ст.46 УИК РФ), ограничения свободы (ч.6 ст.58 УИК РФ), принудительных работ (ч.4 ст.60.2 УИК РФ), а также при уклонении лица от самостоятельного прибытия в колонию-поселение (ч.6 ст.75.1 УИК РФ). В остальных случаях лицо, осужденное к лишению свободы, направляется к месту отбывания наказания под конвоем, соответственно, уклониться от отбывания наказания лицо не может. Указанными нормами предусмотрена возможность продления срока задержания до 30 суток для решения судом вопроса о замене наказания. Применительно к уклонению лица от отбывания лишения свободы в колонии-поселении также возможно заключение лица под стражу.

Однако, в отличие от задержания подозреваемых, задержание осужденных практически не урегулировано законом, УИК РФ предусматривает лишь возможность задержания. Поэтому на практике возникает вопрос, в каком порядке должно производиться задержание, кем именно, и как оформляться. Главным вопросом в данном случае является возможность применения по аналогии норм гл.12 УПК РФ. Формально, ни УПК РФ, ни УИК РФ не предусматривает применения законодательства по аналогии, однако в науке высказывается мнение, что в данном случае аналогия закона — единственное, что может обеспечить права осужденного при задержании.

На практике такая аналогия действительно применяется в части соблюдения основных прав и гарантий задержанного осужденного. Однако, в отличие от подозреваемого, производить поисковые действия и задерживать лицо, помимо оперативных сотрудников, сотрудников полиции и дознавателей (абз.3 ст.2 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”, ч. 1, п. 2 и 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона “О полиции”, ч.1 ст.91 УПК РФ), такие действия являются обязанность сотрудников уголовно-исполнительной системы. Так, в силу ст.31.4 Федерального закона “Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы”, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций при задержании могут применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в порядке, установленном настоящей главой, при осуществлении ими полномочий по исполнению уголовных наказаний в виде обязательных работ, ограничения свободы, исправительных работ с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Чрезвычайно важным является и вопрос о надлежащем оформлении задержания осужденного. Поскольку формально требования ст.92 УПК РФ не распространяется на задержание осужденных, правоприменители зачастую полагают, что в данном случае достаточным является составление рапорта (апелляционные постановления Ивановского областного суда от 19.12.2017 по делу № 22–2288/2017, Ростовского областного суда от 04.10.2017 по делу № 22–5614/2017, Омского областного суда от 13.04.2017 по делу № 22–1256/2017). Причем суды зачастую встают на сторону правоохранительных органов (апелляционные постановления Курганского областного суда от 26.01.2016 по делу № 22–138/2016, Волгоградского областного суда от 25.03.2015 по делу № 22–1445/2015), что является неверным. Задержание и подозреваемого, и осужденного по своим последствиям одинаково и в любом случае влечет ограничение конституционного права на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Такой позиции придерживается и Конституционный суд РФ, который в определении от 05.03.2009 № 544-О-П указывал, что понятие «задержание» носит общий характер, то есть охватывает не только задержание лица за виновные противоправные действия в рамках уголовно-процессуального или административного законодательства, но и иные виды задержания . Соответственно, требование об оформлении протокола задержания является обязательным, что соответствует требованиям ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также практике ЕСПЧ (постановления от 14.09.2016 по делу «Бирюлев и Шишкин против России» (жалобы № 35919/05 и № 3346/06), от 04.11.2010 по делу «Александр Соколов против России» (жалоба № 20364/05), от 09.03.2006 по делу «Менешева против России» (жалоба № 59261/00), от 11.10.2016 по делу «Леонид Петров против России» (жалоба № 52783/08), от 08.10.2015 по делу «Фартушин против России» (жалоба № 38887/09).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
  • VKontakte
  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • Odnoklassniki
  • LinkedIn

Всего комментариев: 1

В сроки заключения под стражу входят сроки задержания осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, задержанного в порядке ст. 911 УПК РФ. Срок заключения под стражу осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, не может быть более предполагаемого срока лишения свобод при замене неотбытого наказания».

Порядок изменения вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы.

Положениями статьи 56 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлено, что мера наказания в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. В статье 58 УК РФ определены критерии назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.

В то же время законодатель предоставляет возможность изменения вида исправительного учреждения, определенного приговором суда, при соблюдении ряда условий.

Так, в соответствии с требованиями статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) в зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.

Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда, за исключением осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.3, частью первой статьи 205.4, статьей 205.5, частями второй — четвертой статьи 206, статьей 208, частями второй — четвертой статьи 211, статьями 277 — 279, 281, 317, 361 УК РФ. Из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока наказания. Из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания. Из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания. В указанном случае установлено обязательное требование для осуществления действий по изменению вида исправительного учреждения нахождение осужденного в облегчённых условиях содержания.

Осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее двух третей срока наказания. Следует отметить, что срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Не подлежат переводу в колонию-поселение: осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, лица не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа, и не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с соответствующим ходатайством, которое подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Таким же правом наделена и администрация исправительного учреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вопросы изменения вида исправительного учреждения рассматриваются судом по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный.

При этом статьей 78 УИК РФ предусмотрена возможность изменения вида исправительного учреждения на более строгий отрицательно характеризующимся осужденным.

Так, осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

— из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

— из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

— из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Читайте также  Страховщики разработали новый порядок замены
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector