Статья 8.38 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных

Статья 8.38 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных

Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
  • Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Комментарий к ст. 8.38 КоАП

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной рыбных запасов. Состав правонарушения усеченный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов; субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Водопользователи, осуществляющие сплав древесины, обязаны регулярно проводить очистку водных объектов от затонувшей древесины. Сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются. Правила использования водных ресурсов водохранилища должны содержать состав и краткое описание гидротехнических сооружений основного гидроузла (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), судопропускных сооружений, рыбозащитных и рыбопропускных сооружений, а также сооружений, расположенных в акватории водохранилища и на специально отведенной территории водохранилища (водозаборных, водовыпускных сооружений, насосных станций, дамб, берегозащитных сооружений, объектов водного транспорта и других сооружений, функционирование которых оказывает воздействие на водный режим водохранилища). Правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища должны содержать ограничения эксплуатации водохранилища и перечень мероприятий по поддержанию надлежащего санитарного и технического состояния водохранилища, перечень мероприятий, осуществляемых в акватории водохранилища, его водоохранной зоне и в зоне водного объекта ниже плотины в связи с использованием водохранилища для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыболовства и охоты, рекреационных целей, для целей водного транспорта, сплава древесины и других целей, а также перечень мероприятий по предупреждению заиления, в том числе очистка от наносов, зарастания, меры по борьбе с цветением воды, по предотвращению поступления загрязняющих веществ и микроорганизмов в водохранилище, по обустройству берегов водохранилища, зоны водного объекта ниже плотины в соответствии с требованиями их хозяйственного использования и требованиями охраны окружающей среды (абз. 3 ч. 6, абз. 5 ч. 8 ст. 45, ст. 48 ВК РФ). Производство, хранение, применение и деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения, проектирование, строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ подлежит лицензированию (абз. 32 — 35, абз. 101, абз. 102 ч. 1 ст. 17).

3. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды (ч. 1, ч. 2 ст. 37). При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в т.ч. в период размножения и зимовки (ч. 3 ст. 22).

Судебная практика по статье 8.38 КоАП

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Киселева О.Р. на вступившие в законную силу решение судьи Костромского областного суда от 05 марта 2019 года и постановление исполняющего обязанности председателя Костромского областного суда от 22 мая 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Водоканалсервис» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Статья 8.38 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарии к ст. 8.38 КОАП РФ

1. Цель данной статьи — охрана водных биологических ресурсов, рыбы и других водных животных при осуществлении различных видов работ, которые могут привести к наступлению тяжких для окружающей среды последствий.

2. Правила охраны рыбных запасов содержатся в Водном кодексе РФ, Федеральных законах от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и иных нормативных правовых актах.

Согласно Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изм. и доп.) определен перечень рыбохозяйственных бассейнов, включающих в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения.

Категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 17). Ныне действующие Правила рыболовства для конкретных рыбохозяйственных бассейнов были утверждены Министерством сельского хозяйства РФ в 2007 — 2008 гг. В связи с изменением статуса и полномочий Федерального агентства по рыболовству, руководство которым ныне осуществляет Правительство РФ, соответствующие правила устанавливает данное Агентство.

3. Предметом данного правонарушения являются рыбные запасы, но по тексту статьи охрана распространяется как на рыбу, так и на водных животных, а также на кормовые запасы и иные факторы, определяющие сохранение среды обитания рыбы, иных водных животных и условий их существования.

4. Объективные стороны правонарушения — действия или бездействие, состоящие: а) в нарушении правил охраны рыбных запасов при осуществлении ряда технологических процессов; б) в незаконности этих действий; в) в угрозе причинения общественно опасных последствий (массовой гибели рыбы, т.е. одновременной гибели большого ее числа, одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза, массовой гибели других водных животных, уничтожения рыбных запасов в значительных размерах, иных тяжких последствий, т.е. существенного ухудшения условий обитания рыб и других водных животных); г) в причинной связи между ними.

5. Субъективная сторона правонарушения — умышленная или неосторожная вина.

6. Субъекты правонарушения указаны в санкциях данной статьи.

7. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (в пределах указанных территорий — ст. 23.25), органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27), а также судьями в случае передачи дел на их рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 8.38 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (действующая редакция)

Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 8.38 КоАП РФ

Комментируемая ст. 8.38 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил охраны водных биологических ресурсов.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.38 КоАП РФ, являются отношения, обеспечивающие охрану рыбных запасов и других водных животных как части природной среды от истребления.

Предметом правонарушения являются рыбные запасы, водные животные, кормовые организмы животного происхождения и водная растительность, образующие в совокупности кормовые запасы рыб и других водных животных — водные биологические ресурсы.

Объективную сторону правонарушения по ст. 8.38 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины или других лесных ресурсов, осуществлении взрывных или иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ, выражается в совершении прямо перечисленных в данной норме действий, если они могут повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Следовательно, для привлечения виновного лица к административной ответственности по этой норме необходимо доказать как факт совершения одного из указанных в ст. 8.38 КоАП РФ действий, так и угрозу массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожения в значительных размерах кормовых запасов либо наступления иных тяжких последствий, а также причинно-следственную связь между такими нарушениями и угрозой наступления перечисленных последствий (Постановление Верховного Суда РФ от 11.09.2014 N 21-АД14-2).

Некоторые суды нижестоящих инстанций поддерживают указанную точку зрения, приходя к выводу, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.38 КоАП РФ, представляет собой действия или бездействие, состоящие:

а) в нарушении правил охраны рыбных запасов при осуществлении ряда технологических процессов;

б) незаконности этих действий;

в) угрозе причинения общественно опасных последствий;

г) причинной связи между ними.

При этом для целей привлечения к ответственности по ст. 8.38 КоАП РФ необходимо наличие всех данных условий. Обязательным условием привлечения к ответственности по указанной статье является доказанность наличия возможности наступления массовой гибели рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия в связи с произведенными виновным лицом действиями (бездействием) (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 N 05АП-6313/2012 по делу N А24-2338/2012).

При этом суды поясняют следующее. Только одним из элементов объективной стороны правонарушения, описанного в статье 8.38 КоАП РФ, является угроза причинения общественно опасных последствий, а не их обязательное наступление, то есть для квалификации деяния по статье 8.38 КоАП РФ наступление вредных последствий не требуется (Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А65-22159/2012). Достаточным условием для квалификации деяния по ст. 8.38 КоАП РФ является лишь возможность наступления таких последствий. При этом отсутствует необходимость установления факта наступления вредных последствий, указанных в ст. 8.38 КоАП РФ (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 N 18АП-2412/2012).

Субъектами правонарушения по ст. 8.38 КоАП РФ могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 8.38 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Статья 8.38 КоАП РФ. Нарушение правил охраны водных

В соответствии с ч. 3 ст. 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна утверждены приказом Министерства сельского хозяйства России от 30.10.2014 № 414 и регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в указанных районах.
Административная ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство, установлена ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море установлена частью 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Санкцией ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ предусмотрено более суровое наказание, а именно: кратность размера штрафа зависит от размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.
При этом, в обоих статьях предусмотрен такой вид дополнительного наказания, как конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
По общим правилам КоАП РФ назначать ли дополнительный вид наказания решает суд или должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении.
Согласно разъяснений Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (ПП ВС РФ от 23.11.2010 № 27, ПП ВАС РФ от 17.02.2011 № 11), разрешая вопрос о разграничении составов указанных административных правонарушений, необходимо исходить из следующего.
Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов вне внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, то есть на таких водных объектах, как реки, ручьи, каналы, озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища (перечисленных в ст. 5 Водного кодекса РФ), подлежит квалификации в соответствии с ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 8.37 КоАП РФ подлежит применению также к правонарушениям, совершенным в пределах морских пространств, которые не являются внутренними морскими водами, территориальным морем, континентальным шельфом, исключительной экономической зоной Российской Федерации, а их правовой режим устанавливается специальными международными договорами Российской Федерации, как это имеет место, например, в отношении Каспийского моря.
Действия (бездействие), совершенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации и выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства в этих морских пространствах, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Читайте также  Возврат НДФЛ за лечение и протезирование зубов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector