Трасология и трасологическая экспертиза, Кожура

Трасология и трасологическая экспертиза, Кожура

Разделы:

Предметом судебно-трасологической экспертизы является изучение следов в целях установления оставившего их объекта и определения механизма (условий) образования следов.

По предмету и используемым специальным методикам различают 4 вида трасологических экспертиз: гомеоскопические (следы человека), механоскопические, транспортные и следов животных. Все виды трасологических экспертиз в свою очередь подразделяются на подвиды в зависимости от особенностей следообразующих объектов: гомеоскопические – экспертизы следов рук, ног, зубов, обуви, одежды и следов крови человека; механоскопические – экспертизы следов орудий и механизмов, запирающих и предохранительных устройств; транспортные – экспертизы следов автомототранспорта, водного и железнодорожного транспорта; экспертизы следов животных – экспертизы следов зубов и следов ног (лап, подков), экспертиза тавра (клейма).

Подготовка и аттестация экспертов в СЭУ Минюста России осуществляется по двум экспертным специальностям: 6.1 «Исследование следов человека» и 6.2. «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств

Задачи конкретного экспертного трасологического исследования определяются заданием следователя (суда) и подразделяются на две большие группы: идентификационные и диагностические. Идентификационные задачи в зависимости от вида трасологических экспертиз подразделяются на задачи установления тождества и груп­повой принадлежности людей, орудий, механизмов или животных, оставивших следы, а также на задачи установления тождества целого по морфологическим особенностям и признакам взаимодействия, отобразившихся в его частях. Решение диагностических задач направлено на обнаружение и фиксацию следов, определение их пригодности для идентификации, установление времени и механизма воздействия, которое привело к появлению следов (направление излома, взаимное размещение и место столкновения транспортных средств (ТС), способ вскрытия пломбы и т.п.), установление последовательности возникновения следов, свойств и состояния исследуемых объектов (исправность замка, диагностика холодного оружия и т.д.).

В последние годы появились возможности решения новых задач – ситуалогических реконструктивных и по установлению факта контактного взаимодействия (ФКВ). Установление ФКВ представляет собой интегративную задачу. Решая ее, эксперт устанавливает, что след оставлен определенным объектом, а также в момент, когда образующий и воспринимающий объекты контактировали, т.е. соприкасались. Это обстоятельство имеет большое значение: вещество следа таково, что может попасть на объект-следоноситель не только при непосредственном соприкосновении (в момент соприкосновения), но и через другие объекты, например в случае наслоения волокон одежды, крови и горюче-смазочного вещества. Экспертная задача о контактном взаимодействии решается, как правило, комплексной экспертизой, выполняемой трасологами совместно со специалистами в области материаловедения и судебными медиками.

Нередко экспертам необходимо установить механизм происшествия, например механизм взлома преграды и действий преступника на месте происшествия. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных. Для решения их эксперты используют ситуационный анализ, который позволяет исследовать не только следы, имеющиеся на месте происшествия, но и особенности его вещной обстановки в целом, физическое состояние участвовавших в нем людей, их действия и другие ситуалогические факторы. Исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов-трасологов, медиков, баллистов, материаловедов и др.

Успешное решение задач, поставленных перед экспертом следователем (судом), зависит от правильности и полноты подготовки материалов, направляемых для исследования, от их надлежащего изъятия, упаковки и транспортировки, обеспечивающих сохранение их свойств.

Виды и подвиды трасологической экспертизы

  • имеются ли на представленных объектах следы рук;
  • какой рукой (правой или левой) и какими пальцами оставлены следы;
  • что можно сказать о строении кисти человек;
  • принадлежат ли следы одному человеку или нескольким;
  • как давно оставлены следы;
  • каков пол и возраст человека оставившего следы и т.п.
  • определение вида и размера обуви;
  • вида и особенностей чулок, (носков), отобразившихся в следах;
  • размера и особенностей босой ноги, оставившей след;
  • физические свойства человека, оставившего след (пол, рост, особенность походки и др.);
  • в каком направлении и каким образом (шагом, бегом) передвигался человек на месте происшествия;
  • каков механизм образования следов и др.
  • зубами верхней или нижней челюсти оставлены следы;
  • какими конкретно зубами оставлены следы;
  • каковы особенности, строения зубного аппарата человека, оставившего следы;
  • оставлены ли следы зубными протезами;
  • каков механизм образования следов и др.
  • пригодны ли следы для идентификации;
  • каков механизм образования следов;
  • каковы особенности губ человека, отобразившиеся в следе и др.
  • имеются ли на представленном объекте следы кожи человека, (лба, носа, губ и т.д.);
  • пригодны ли они для идентификации;
  • каким участком кожи головы человека они оставлены;
  • каков механизм образования следов;
  • имеются ли в следах признаки, свидетельствующие о поле и возрасте человека, оставившего следы и др.
  • имеются ли следы орудий и инструментов;
  • каково направление движения орудия (инструмента);
  • с какой стороны (снаружи или изнутри) была взломана преграда;
  • каково взаимное положение объектов в момент следообразования;
  • какова последовательность образования следов;
  • каков механизм образования следов в целом и т.д.
  • имеются ли на объекте повреждения;
  • каков механизм образования повреждений;
  • каким предметом (объектом) они образованы;
  • не образованы ли они ножом (топором, отверткой, шилом и т.п.), и если да, то каковы характеристики этого орудия и т.д.
  • имеются ли на объекте узлы и петли;
  • каков механизм их завязывания;
  • необходимы ли для завязывания узлов профессиональные и специальные навыки;
  • является ли человек, завязавший узлы, правшой или левшой и т.д.
  • исправен ли замок;
  • пригоден ли замок для отпирания и запирания;
  • имеются ли на замке признаки, свидетельствующие о его взломе (попытке взлома);
  • не отпирался ли замок с помощью отмычек и т.д.

Возможности трасологической экспертизы

Достижения науки и техники и разработка новых методов и технических средств, применяемых в криминалистике, предопределили современные возможности трасологических экспертиз.

Так, обнаружение и фиксация невидимых следов папиллярных узоров стали эффективнее после разработки и применения следующих методов:

  • оптического (люминесцентного);
  • метода термовакуумного напыления (TBH);
  • выявление следов с помощью клея «Циакрин ЭО», позволяющего выявлять «старые» следы (многомесячной давности).

Возможности компьютерной техники позволили разработать ряд программных комплексов, с помощью которых сокращается время проведения экспертного исследования в целом и в частности процесса идентификации (отождествления) при проведении дактилоскопических экспертиз и экспертиз следов орудий и инструментов.

Разработка и изготовление новых видов запирающих, предохранительных и контрольных устройств, сведения о которых имеются в справочно-информационном фонде РФЦСЭ при Минюсте России, позволяют на высоком научном уровне решать диагностические задачи, затрагивающие проблемы исправности замков, возможности отпирания их посторонними предметами, вскрытия пломб и повторного их навешивания и т.п.

Комплексный подход, осуществляемый трасологами совместно со специалистами в других областях, знаний (судебные медики, материаловеды, химики, биологи) позволяет решать такие задачи, как идентификация орудия, образовавшего разного рода следы и повреждения (механоскопические экспертизы).

Отдельно хотелось бы отметить так называемую ситуалогическую экспертизу, использующую анализ ситуации (систему следов и иных объектов, составляющих обстановку места происшествия, влияющую на механизм отдельных следовых взаимодействий) на месте происшествия в целях установления механизма происшествия в целом, а также решения диагностических задач. Задачи такого рода относятся к разряду интегративных, а экспертное исследование проводится, как правило, на месте происшествия комиссией экспертов (трасологов, медиков, баллистов материаловедов и др.).

Особое место в производстве трасологических экспертиз занимают микротрасологические исследования, объектами которых являются микроследы, микрочастицы и микроследы на микрочастицах. Наряду с традиционными техническими средствами (микроскопы, профилографы-профилометры) при проведении такого рода исследований используются голография, вычислительная техника сканирующие микроскопы (большая глубина резкости которых позволяет выделить не только микропризнаки, но и ультрамикропризнаки в углублениях дна следа), растровые электронные микроскопы.

Трасологическая экспертиза при ДТП

Транспортно-трасологическое исследование от экспертов ExCompany направлено на установление точных деталей произошедшей аварии. Трасологическая экспертиза поможет:

  • поэтапно воспроизвести ДТП и установить виновника;
  • выявить повреждения, нанесенные ТС вследствие происшествия;
  • разрешить спорные вопросы о лице, ответственном в аварии;
  • доказать обоснованность претензий пострадавшей стороны;
  • получить полный размер компенсационных выплат от страховой.

По результатам автотехнической трасологической экспертизы оформляется экспертный отчет, являющийся доказательством в суде любой инстанции. Поэтому клиенты ExCompany обращаются к нам в случае, если:

  • виновник аварии отказывается признавать свою ответственность и выплачивать компенсацию;
  • вторая сторона намеренно увеличивает размер нанесенного ущерба и явно завышает требования;
  • страховая компания отказывает в выплате, утверждая, что транспортное средство получило повреждения не в ходе ДТП.

Наша приоритетная задача: помочь клиенту обосновать свою позицию и доказать правомерность требований в зале суда. На основании отчетов ExCompany большинство дел решаются в пользу наших заказчиков.

Позвоните нам:
8 (499) 685-12-59

Расскажите о нас:

Стоимость трасологической экспертизы

КОНСУЛЬТАЦИЯ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ

ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ExCompany – это команда профессиональных экспертов, оценщиков и трасологов, готовая прийти на помощь в непростых ситуациях. Мы стремимся сделать высококлассные услуги доступными, поэтому поддерживаем низкий уровень цен на судебно-трасологическую экспертизу и предлагаем клиентам несколько уровней взаимодействия.

Первый вариант – это общая оценка. Специалист анализирует материалы, проводит визуальный осмотр, помогает посмотреть на ДТП с юридической точки зрения. Этого достаточно, чтобы клиент смог выработать выигрышную стратегию поведения. Если он решит потребовать компенсацию с виновника аварии, ему может понадобиться трасологическая справка.

Она выдается в течение 1-2 дней на основании небольшого исследования. Справка устанавливает ключевые детали ДТП. Если вторая сторона конфликта не готова к судебному слушанию или если детали аварии не вызывают споров, такого формата взаимодействия достаточно для получения выплаты.

Но большинство клиентов заинтересованы в комплексной трасологической экспертизе. Это глубокое исследование, отвечающее на такие вопросы, как:

  • определение скорости движения всех ТС, участвовавших в ДТП;
  • расположение участников аварии (включая пешеходов) на момент столкновения;
  • выявление траектории машин и людей;
  • установление лица, управлявшего ТС во время происшествия.

Также автотехническая трасологическая экспертиза показывает, какие повреждения были нанесены во время удара, оценивает их объем и характер. Эти данные помогают рассчитать адекватный размер компенсационных выплат со стороны страховой компании или виновника ДТП.

Отправьте нам документы для расчета онлайн (фото, свидетельства, акты и т.д.)

НА КАКОМ ЭТАПЕ ПРОВОДИТСЯ ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА?

Трасологическая экспертиза при ДТП может выполняться на любом этапе разбирательства. Часто эксперта-трасолога вызывают сразу после столкновения. Это оптимальный вариант при сложных авариях с большим количеством участников. Специалист «по горячим следам» восстанавливает механизм происшествия, устанавливает факт наличия нарушений ПДД, определяет виновников. Если все стороны согласны с экспертным мнением, удается избежать затяжного конфликта и урегулировать все мирным путем.

Но иногда ситуация выходит из-под контроля. В ходе расследования выясняется, что одна из сторон отказывается признавать свою ответственность. Или страховой агент не считает, что ТС получило весь объем повреждений вследствие ДТП и занижает размер компенсации. В таком случае также требуется автотехническая трасологическая экспертиза. Она позволит восстановить истинную картину происшествия и станет необходимым доказательством для страховщиков.

Также к экспертному мнению прибегают уже в ходе судебного процесса. Но мы рекомендуем не затягивать с обращением к специалисту: даже если вы намерены подавать исковое заявление, делать это лучше, имея на руках доказательство своей правоты – акт экспертизы, заверенный подписями и печатями.

Как осуществляется экспертиза?

Исследование проводится в несколько этапов:

  • предварительное изучение материалов и поставленных перед экспертом вопросов;
  • детальное обследование транспортных средств, места аварии (при необходимости);
  • оценка полученных результатов, установление соответствия полученных повреждений общей схеме ДТП, подготовка выводов;
  • написание экспертного отчета и его передача клиенту.

В ходе судебно-трасологической экспертизы детально изучаются участвовавшие в ДТП машины, предоставленные фотографии и видеозаписи с места аварии. Часто ТС разбирают для получения доступа к скрытым повреждениям. Это необходимо для комплексной оценки всего объема повреждений.

В некоторых случаях трасологическая экспертиза проводится только по предоставленным фотографиям. Но это ограниченный метод исследования, не позволяющий получить однозначные ответы. Возможно ли прибегнуть к такому формату оценки в конкретной ситуации – решает специалист.

Что понадобится для проведения исследования?

Трасологическая экспертиза при ДТП проводится на основании следующих материалов:

  • схемы аварии;
  • полного комплекта документов, выданных сотрудниками ГИБДД;
  • показаний самих участников происшествия, а также опроса свидетелей, если они были;
  • фото- и видеоотчетов;
  • пострадавших транспортных средств;
  • результатов других экспертиз, если они были проведены.

Чем больше вводной информации получает эксперт-трасолог, тем точнее и подробнее будет проведенный им анализ. Если у вас остались вопросы о том, как проходит экспертиза и что нужно для получения этой услуги в ExCompany, свяжитесь с нами по контактным телефонам или оставьте заявку на этом сайте.

Трасологические экспертизы

Все происшествия на дороге требуют тщательного изучения, так как в них могут пострадать не только машины, но и люди. Для страховой компании также важно понять, кто является виновником в аварии, поскольку ей придется выплачивать крупные суммы застрахованным водителям. Так как точки зрения участников аварии часто не совпадают, а иногда и противоречат друг другу, то рационально проводить специальную трасологическую экспертизу. При этом осуществлять ее могут только профессионалы, которые обладают допуском к выполнению такой работы. Процесс экспертной оценки можно начать прямо на месте, где случилось происшествие. Таким образом, появляется возможность досконально изучить все обстоятельства. Также для экспертизы могут потребоваться другие данные и документы, в частности, фотографии. Они серьезно помогают в более точном восстановлении всех событий.

Классификация трасологической экспертизы

На классификацию подобных экспертиз влияет несколько факторов, например, последовательность выполнения работ и особенности предмета исследования. Известны следующие виды:

  • механоскопическая экспертиза занимается исследованием различных устройств и механизмов;
  • гомеоскопическая экспертиза изучает человеческие следы, например, отпечатки пальцев;
  • оптометрическая экспертиза – исследование средств, корректирующих или улучшающих зрение человека;
  • во время транспортного исследования изучаются отпечатки, сделанные транспортом.

Каковы задачи экспертизы?

Обычно трасологическая экспертиза объединяет разные виды исследований для получения информации. Чаще всего такая процедура необходима при рассмотрении спорных вопросов после аварий. Чаще всего выполняется комплексно. Каждая транспортно-трасологическая экспертиза помогает разрешить следующие проблемы:

  • определение типа транспорта в соответствии с оставленными им следами;
  • изучение способа, каким автомобиль взаимодействовал с другим предметом.

Об объектах исследования

Экспертиза изучает следы:

  • от инструментов;
  • от орудий;
  • от средств транспорта;
  • животных;
  • которые оставили люди.

Дактилоскопия, с помощью которой изучаются уникальные узоры на коже человека, также часто применяется при этом исследовании. В результате изучения различных следов во время проведения экспертизы такого типа можно легко и точно установить факты, которые относятся к конкретному преступлению. Например, по линиям на ладонях рук можно легко определить личность человека, совершившего преступление. В то же время по следам, которые были оставлены транспортным средством, можно определить его марку и тип. Также очень точно определяется направление движения автомобиля. Объектами такого исследования могут стать и отдельные детали машины, в том числе, осколки стекла и остатки краски.

Стоимость производства криминалистических экспертиз

Наименование услугиСтоимостьСрок
1Почерковедческая экспертизаЗа один объект исследования (подпись, рукописная запись)
2Судебная экспертиза13 000 рублейот 5 рабочих дней
3Досудебная экспертиза*11 000 рублейдо 5 рабочих дней
4Определение психо-физического состояния исполнителя подписи, рукописных записей11 000 рублей2 — 3 рабочих дня
*Стоимость исследования указана до трех объектов, при исследовании более трех объектов, стоимость за объект снижается в зависимости от количества предоставленных материалов.
6 Технико-криминалистическая экспертиза документовЗа один объект исследования
7Экспертиза оттисков печатей и штампов13 000 рублей5 рабочих дней
8Экспертиза последовательности нанесения реквизитов документаот 30 000 рублей7 рабочих дней
9Экспертиза установления способа выполнения реквизитов документа (оттиски печатей и штампов, рукописные записи и подписи)11 000 рублейдо 5 рабочих дней
10Установление печатающего устройства используемого при изготовлении документа (идентификация принтера)25 000 рублей7 рабочих дней
11 Экспертиза установления давности выполнения реквизитов документов37 000 рублейот 30 дней

Что нужно исследовать эксперту?

Этот специалист изучает следы, оставшихся от зубов, ног, инструментов, замков, обуви, одежды, пальцев рук и других. Также могут быть проанализированы части предметов после аварии.

Почему нужна экспертиза?

Обычно проводят при необходимости установить личности людей, которые участвовали в аварии, и ее причины, а также определить размеры повреждений и ущерба.

Необходимость в проведении экспертизы часто возникает при решении споров со страховой компанией, которые довольно часто случаются в наше время. При этом, подготовленное экспертами, заключение после выполнения транспортной экспертизы является важным документом. Оно будет основанием для того, чтобы подать заявление и получить страховку. Также оно может служить серьезным основанием, чтобы обратиться в судебный орган.

Особенности процедуры

В некоторых случаях необходимо провести трасологическое исследование до начала суда, но чаще всего оно проводится во время разбирательства в суде. Для этого нужно подать специальное ходатайство во время его заседания. В противном случае проведение трасологической экспертизы потребует другая сторона, что может привести к потере времени. Также могут увеличиться и финансовые расходы. Перед началом экспертизы стоит зафиксировать следы, например, в фотоснимках, слепках, в протоколе ДТП, а также подготовить вопросы для эксперта. Это позволит в дальнейшем ходатайствовать в суде о том, чтобы он принял решение о проведении исследования.

В криминалистике трасологическая экспертиза занимает важное место. Она проводится:

  1. После вынесения определения суда, которое содержит вопросы к специалисту. Для уточнения суд может вызвать эксперта на заседание или назначить дополнительную экспертизу.
  2. После договоренности заказчика с экспертом. В этом случае специалист принимает на рассмотрение материалы клиента и после знакомства с ними определяет необходимость в проведении исследования и подготовки ответов на вопросы. Результатом экспертизы является заключение эксперта-трасолога. В этом документе содержатся источники и факты, которые можно легко впоследствии проверить.

Какие документы нужно подготовить?

Чтобы провести исследование ДТП максимально объективно, эксперт должен иметь в своем распоряжении:

  • протокол после ДТП;
  • фото и видео, которое сделано во время происшедшей аварии;
  • схематическое изображение места, где произошла авария;
  • протокол, составленный после осмотра машины;
  • другие.

На какие вопросы нужно ответить эксперту-трасологу?

Обычно криминалист-трасолог отвечает на множество вопросов.

  1. Скорость транспортного средства перед аварией.
  2. Возможность получения повреждений в описанном в протоколе ДТП.
  3. Соответствие характера повреждений обстоятельствам ДТП.
  4. Где находится место столкновения машин?
  5. Действия автомобиля в момент столкновения.
  1. Принадлежность детали транспортному средству.
  2. Принадлежность следов указанному в протоколе автомобилю.

Также после анализа всех обстоятельств ДТП могут появиться другие вопросы.

ЗАКАЗАТЬ ТРАСОЛОГИЧЕСКУЮ ЭКСПЕРТИЗУ

Обратившись к нам, Вы всегда сможете получить бесплатную консультацию по Вашему конкретному случаю и дальнейшее экспертное сопровождение по Вашим вопросам.

Трасология: когда Шерлок идет по следу

Трасология: когда Шерлок идет по следу

Если в названии статьи упомянут проницательный сыщик Шерлок Холмс, значит, речь пойдет о расследовании преступлений. Элементарно! В статье мы расскажем о том, благодаря чему современные Шерлоки раскрывают криминальные дела, – о следах. И о том, что их изучению посвящена целая дисциплина – трасология. Всем, кто готов пополнить свой багаж знаний, желаем увлекательного чтения. Однако перед этим будет неплохо, если вы еще до прочтения статьи проверите свои знания в данной области.

Определение трасологии

Трасология – это раздел криминалистики, который занимается анализом следов, найденных на месте преступления. Сложить картину произошедшего следователям помогают крошечные фрагменты вещественных доказательств, такие как волосы, волокна из одежды или ковровых покрытий, кусочки стекла, краски и т.д. Они называются следами и образуются, когда два объекта вступают в контакт друг с другом.

Главный принцип трасологии звучит так: не важно, какие действия совершил правонарушитель, но на месте преступления он обязательно оставит следы, а также заберет часть следов с собой. Преступник может оставить отпечатки пальцев или обуви, частицы кожи, кровь, иные телесные жидкости. В свою очередь объекты, с которыми злоумышленник вступал в контакт, тоже оставят на нем следы. Например, в подошве его ботинок может застрять земля с места преступления, а на свитере могут остаться волосы с головы жертвы.

Виды следов

Бывают ситуации, когда следы становятся единственным источником информации для следствия, поэтому криминалисты на месте происшествия целенаправленно ищут и тщательно собирают все, что может дать подсказки и установить подозреваемых. На месте преступления могут быть оставлены такие следы:

Волосы

Волосы – самый распространенный вид следов. Они легко выпадают (в среднем человек теряет около 100 волос в день) и их несложно обнаружить. Экспертиза может показать, кому принадлежали отдельные волоски: человеку или животному. Если выясняется, что волосы человеческие, то дальнейший анализ способен определить расу и участок тела, на котором они росли. Если к волосу прикреплен фолликул (корень), его отправляют на ДНК-тестирование, чтобы попытаться установить личность владельца.

Волокна

Волокна – это нитевидные элементы ткани и других материалов. Их подразделяют на 2 категории: натуральные (животные или растительные волокна, такие как шерсть, хлопок или шелк) и синтетические (полностью искусственные). Например, волокна из ковра, обнаруженные на обуви подозреваемого, могут говорить о его присутствии на месте преступления.

Стекло

В криминалистике стекло используют как для сбора улик, например, отпечатков пальцев или пятен крови, так и в качестве самостоятельного следа для дальнейшего анализа. Фрагменты стекла с места преступления могут стать ценным доказательством причастности человека к злодеянию, ведь мелкие осколки легко застревают в подошве обуви, в волосах или на одежде.

Читайте также  Учетная политика для ИП на УСН «Доходы» и «Доходы

Краска

Изучение следов краски особенно актуально, когда речь идет о преступлениях, связанных с транспортом и взломом помещений. Частицы краски транспортного средства (ТС), осевшие на одежде пострадавшего пешехода, могут стать единственной уликой в расследовании аварии. Анализ краски позволяет определить марку, модель, а иногда и год выпуска ТС.

В случае взлома, когда для проникновения в помещение использовались инструменты, краска с них может остаться на вскрытой двери или наоборот, частицы окрашенной поверхности – на инструменте.

Следы от выстрела

Анализ следов выстрела показывает, было ли на месте преступления использовано огнестрельное оружие, и, если да, как далеко стрелок находился от объекта/человека. В некоторых случаях также возможно определить тип оружия.

Отпечатки

Отпечатки образуются в случае, когда два объекта вступают в контакт с достаточной силой. Они бывают либо двухмерными, например, отпечатки пальцев, либо трехмерными, например, следы от пули.

На месте преступления часто присутствуют отпечатки шин и обуви. Проведя анализ, следователь получает информацию, которая помогает в поиске подозреваемых: тип обуви и приблизительный размер, количество человек на месте преступления, вид и модель ТС.

Прочее

Эта категория охватывает прочие виды вещественных доказательств и может включать следы: биоматериала (останки, слюна, кровь, частицы кожи), химических веществ, почвы, мусора, оставшегося после пожара, и т.д.

Поиск следов осуществляется как на месте преступления, так и на одежде жертвы, подозреваемого или в месте, где они могли находиться до момента происшествия.

Как собирают и анализируют следы

При осмотре места преступления следователь определяет, какие следы нужно собрать и отправить в лабораторию, в каком порядке они должны быть обработаны. Приоритетность анализа оценивается исходя из уровня идентификации, который может предоставить та или иная улика.

В процессе сбора следов используют многообразные инструменты: пинцет, пленку (электростатическую для снятия пыли, клейкую, защитную), специальную бумагу (например, для снятия отпечатков шин), пылесосы, кисти, стерильные тампоны, альтернативные источники света, лазеры и прочее. Собранные образцы упаковывают, документируют и отправляют в лабораторию.

При анализе следов используют разные методы:

  1. Микроскопия и спектроскопия. Таким способом определяют цвет и форму поперечного сечения волокон; вид, текстуру и визуальные аспекты волос; оптические свойства стекла; толщину и структуру слоев краски.
  2. Химические испытания. Они показывают наличие нитритов, меди и свинца при анализе следов от выстрела; токсинов, лекарств и красителей при исследовании волос; а также помогают определить состав волокон и краски.
  3. ДНК-исследование. Этот метод используется для анализа биоматериала: волосяных фолликулов, слюны, крови, частиц кожи, отпечатков пальцев и т.д.
  4. Магнитно-резонансная и компьютерная томография. Чаще всего применяется для идентификации останков тела, например, при пожаре, и позволяет определить пол, возраст и индивидуальные особенности человека.методы. С их помощью можно проанализировать отпечатки обуви и вычислить линию ходьбы, длину и ширину шага, угол разворота стопы.

После того как определены ключевые характеристики следов, аналитики обращаются к специальным базам данных, которые содержат образцы различных материалов, и стараются найти соответствие между следами с места преступления и образцами. Существуют базы отпечатков пальцев, огнестрельного оружия, пуль, стекла, волокон и т.д.

Например, в США есть Национальный автомобильный архив краски – это база данных ФБР, которая содержит более 45 000 образцов автомобильной краски, производимой с 1930-х годов. С ее помощью можно определить год, марку и модель автомобиля.

Трасология в действии

Может ли пудра стать главной уликой в деле об убийстве? Реально ли поймать маньяка благодаря собачьей шерсти или ворсинкам из ковра? Ответ: «Да». Важность следов в контексте расследования нельзя недооценивать. Примеры ниже – тому подтверждение:

  • В 1912 году убийство молодой девушки Мари Латель в доме ее родителей шокировало всю Францию. Это случилось в полночь, и никаких признаков взлома не было обнаружено, что дало полиции повод заподозрить в преступлении возлюбленного девушки – Эмиля Гурбена. Но у него оказалось железное алиби: во время убийства Гурбен играл в карты с друзьями, которые единогласно подтвердили этот факт. Поскольку жертва была задушена, полиция приняла решение сделать соскоб из-под ногтей подозреваемого, и обнаружила в образце нечто похожее на частички кожи. В то время криминалистика находилась в зачаточном состоянии, поэтому о биологических тестах не могло быть и речи. При внимательном осмотре под микроскопом следователь заметил, что частицы кожи покрыты розовым порошком, который, как выяснилось, содержал стеарат магния, оксид цинка, висмут и красный оксид железа – компоненты, используемые при изготовлении косметики. Это была пудра для лица, которой пользовалась Мари Латель. Гурбена разоблачили, и он признал вину, сообщив, что специально перевел часы в комнате для игры в карты, чтобы обеспечить себе алиби.
  • Серийный убийца и некрофил Тед Банди, орудовавший в США в 1970-е годы, был осужден отчасти из-за улик, свидетельствовавших, что следы укусов, найденные на теле одной из жертв, были оставлены его зубами.
  • Еще один маньяк Уэйн Уильямс был приговорен к двум пожизненным заключениям в печально известном деле об убийстве детей в Атланте в 1982 году благодаря волокнам из домашнего ковра Уильямса, найденным на теле жертв.
  • Собака – друг человека, но ее шерсть может стать врагом для преступника. Именно шерсть стала одним из ключевых доказательств в деле об убийстве семилетней Даниэль ван Дам в 2002 году в США. Девочка бесследно исчезла из своей спальни ночью. Подозрение пало на соседа. Когда сотрудники полиции обыскали его трейлер, то обнаружили собачью шерсть, хотя подозреваемый не держал домашних животных. Криминалистическая лаборатория установила, что это была шерсть собаки семьи ван Дам, которая попала в трейлер убийцы с пижамы Даниэль.

Эти истории доказывают важность трасологии как одного из криминалистических методов, позволяющих разоблачить преступника.

Трасология в помощь обычному человеку

Транспортно-трасологическая экспертиза (ТТЭ) – тот случай, когда следоведение может пригодиться в жизни обычному человеку. Она проводится при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) или иных повреждениях ТС и помогает:

  • восстановить картину событий;
  • установить марку и модель ТС, причастного к аварии;
  • определить виновника ДТП;
  • выяснить, каким образом были нанесены повреждения (предметом, другим ТС или животным).

ТТЭ принесет пользу в случае, если возник спор между участниками ДТП, со страховой компанией или, например, с соседом, который уверен, что вы поцарапали его машину при выезде с парковки. В этих случаях можно смело обращаться к эксперту-трасологу, который зафиксирует следы, соберет необходимые образцы для анализа и вынесет заключение.

Следы способны рассказать историю. По этой причине некоторые криминалисты называют их «молчаливыми свидетелями». И литературный герой Шерлок Холмс и реальные сотрудники полиции имеют прямое отношение к трасологии и демонстрируют важность этой дисциплины: они обнаруживают следы, анализируют их и делают разумные выводы о том, что фактически произошло на месте преступления.

А еще мы просто не можем не упомянуть о том, что у нас есть особый курс «Профайлинг». Если вы хотите научиться «читать» людей и их истинные эмоции, понимать мотивы их действий и поступков, распознавать ложь и лукавость, очень рекомендуем вам его пройти. Кто знает, быть может, знания, которые вы получите, однажды спасут вашу жизнь или позволят избежать серьезной опасности, чтобы до той же трасологии дело просто не дошло.

Друзья, желаем вам быть внимательными, проницательными и соблюдать законы государства и совести. Успехов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector