Удар по Литве. Белоруссия начала поставки

Удар по Литве. Белоруссия начала поставки

Страх перед США ввергает Литву в разорение и политический кризис

Страх перед США ввергает Литву в разорение и политический кризис

Считается, что союзники Вашингтона по НАТО, особенно прибалтийские, с большой энергичностью претворяют введенные Соединенными Штатами санкции. Однако внезапно выяснилось, что как минимум в случае с Литвой и транзитом белорусских удобрений это не так. А результатом этой коллизии стал невиданный политический кризис в этой стране – и угроза больших убытков.

В Литве разразился очередной политический скандал. Восходящая «звезда» местной политики, министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис (внук знаменитого Витаутаса Ландсбергиса), которого многие считали будущим президентом государства, подал в отставку.

Ландсбергис потерял лицо, когда выяснилось, что Литва не сможет срочно присоединиться к санкциям США, наложенным на «Беларуськалий» – и по крайней мере, в течение ближайшего месяца продолжит зарабатывать на белорусском транзите. То, что для литовских железнодорожников выглядит, как отсрочка перед казнью, в глазах литовских политиков оказалось несмываемым позором – не сумели немедленно и стопроцентно ублажить США!

Волю Вашингтона не выполнили

США объявили о введении санкций в отношении предприятия «Беларуськалий» еще 9 августа, в действие они вступили 8 декабря. Как ожидалось, после наступления этой даты полностью прекратится перевозка белорусских калийных удобрений через гавани стран Прибалтики, в том числе через основной для «Беларуськалия» перевалочный порт – литовскую Клайпеду. Тем более, что 2 декабря Минфин США внес в свой санкционный список еще и «Белорусскую калийную компанию», а также ее дочернее предприятие – ООО «Агророзквит».

Литовские железнодорожники и портовики ожидали приближения этой даты с ужасом. Ведь «Беларуськалий» вывозит свою продукцию на экспорт через порт в Клайпеде, пользуясь услугами «Литовских железных дорог». Погрузку этих удобрений в Клайпеде производит предприятие «Терминал насыпных грузов» – 30% его акций принадлежит «Беларуськалию». Поставки из Белоруссии составляют более 30% всего грузооборота порта и в одном только 2019 году составили около 10 млрд долларов. Если остановить этот поток – литовские транзитчики окажутся на грани банкротства.

Литовский премьер Ингрида Шимоните не смогла сразу объяснить, почему ее государство не выполнило волю Вашингтона. 7 декабря Шимоните туманно заявила, что из-за некоторых «юридических нюансов» Литва пока не знает, как в ней будут реализованы санкции США. «У санкций США есть некоторые особенности. Они отличаются от привычных для нас санкций Евросоюза, которые согласуются ведомствами ЕС и накладывают ограничения на компанию, а не на продукт. И теперь есть такие юридические нюансы, которые необходимо сначала полностью прояснить», – уклончиво сказала Шимоните.

В свою очередь министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявлял, что проведение в жизнь санкций США в отношении «Беларуськалия» зависит, мол, от конкретных предприятий. «Каждый участвующий в цепочке поставок юридический субъект должен определиться: будет он заключать сделки или нет? По сути проведение санкций в жизнь зависит от решения самого субъекта. Прямого юридического обязательства проводить в жизнь введенные США санкции не возникает», – утверждал Ландсбергис.

При этом министр неоднократно подчеркивал, что у Литвы есть возможность «в рамках своей компетенции искать выходы – как услышать приглашение стратегических партнеров к солидарности». Он обещал «продолжить выяснение, как помочь нашим стратегическим партнерам, чтобы эти санкции были проведены в жизнь».

Цирк на дроте

Что стояло за этим туманом пустословия? А выявился занимательный факт.

«Литовские железные дороги» уже успели получить аванс за перевозку продукции «Беларуськалия» – и потому они будут заниматься этим как минимум до конца текущего года, а может быть и дольше. «Несомненно, это уникальная ситуация, которой раньше не было в Литве. Ее нужно анализировать и анализировать. Не сомневаюсь, что это будет сделано», – растерянно заявил позднее Ландсбергис. С его слов, он узнал о получении «Литовскими железными дорогами» платежа от «Беларуськалия» лишь за несколько дней до вступления санкций в силу.

Министр добавил, что авансовый платеж был «нетипичным» – а потому он, Ландсбергис, пребывает в раздумьях. Действительно странно – ведь представители ЛЖД утверждают, что загодя проинформировали министерства транспорта и иностранных дел своей страны о полученном от белорусов авансе. Однако Ландсбергис заявляет, что знал только о сентябрьском авансе за октябрьские услуги, а о дальнейших платежах ему не сообщали. В свою очередь министр транспорта Литвы Марюс Скуодис отмечал, что договор с «Беларуськалием» может быть расторгнут – если власти сочтут, что он представляет «угрозу для национальной безопасности».

И это в лучшем случае, ведь всего, по предварительным оценкам, только от потери белорусских платежей литовская железнодорожная компания будет терять ежегодно около 60-70 млн евро. «Но одновременно у нас есть и другие негативные тренды – из Клайпедского порта уходят и российские металлы, становится меньше других российских продуктов. «Часть белорусских товаров, нефтепродукты, продукты «Гродно Азот» уже ушли», – отметил глава ЛЖД. По его словам, авансовый платеж «Беларуськалия» на перевозку продукции в декабре был выполнен в прошлом месяце. Возможно, что его хватит и на часть января. «В любом случае вся логистическая цепь может столкнуться с определенными вызовами. Так как в ней не только мы, но и терминалы, фрахтовщики судов», – пояснил Бартушка.

Ингрида Шимоните 8 декабря во время встречи со своими коллегами из Латвии и Эстонии Кришьянисом Кариньшем и Каей Каллас заявила, что транзит удобрений «Беларуськалия» через Литву не должен продолжаться долго. Это безобразие надлежит поскорее прекратить! Правда, глава кабинета министров Литвы не смогла назвать каких-то конкретных дат, но лишний раз подчеркнула, что США являются «стратегическим партнером Литвы» и цели их санкций соответствуют намерениям Вильнюса. Кроме того, по уверениям Шимоните, правительство готово помочь «Литовским железным дорогам» – но не пояснила, на какую именно сумму.

Реванш Науседы

А вскоре наступил очередной акт «марлезонского балета». 9 декабря сразу два министра правительства Литвы объявили о своей готовности уйти в отставку – именно из-за ситуации с «Беларуськалием». Одним из них оказался Марюс Скуодис, а вторым – сам Ландсбергис, сокрушавшийся о том, какой страшный урон, дескать, понесла Литва, продолжая зарабатывать на белорусском транзите. «Я понимаю, какой репутационный ущерб нанесен Литве», – сказал Габриэлюс, великодушно добавляя, что не снимает ответственности за это и с самого себя.

А Ингрида Шимоните посулила: «Мы обязательно найдем решение о расторжении договора таким образом, чтобы Литовская Республика подверглась наименьшему риску финансового ущерба». Данное замечание было сделано недаром – в случае разрыва контракта литовской стороне грозят серьезные денежные потери.

Судя по всему, Ландсбергис, хоть и объявил о своей возможной отставке, в действительности уходить с поста не хотел. Но ситуацией немедленно воспользовался президент Литвы Гитанас Науседа, практически открыто враждующий с Ландсбергисом.

После того, как в конце прошлого года партия СО-ХДЛ по результатам парламентских выборов возглавила правительство, Ландсбергису-внуку выделили в нем кабинет министра иностранных дел. Это очень выгодная позиция – проблемами простых литовцев занимаются другие министры, а Габриэлюс мог вволю красоваться, картинно «воюя» с Россией и Белоруссией, которых он осыпал оскорблениями за отсутствие «демократии».

Пост министра иностранных дел рассматривался для Габриэлюса как трамплин в кресло президента. Однако министр оказался слишком нетерпелив и быстро рассорился с президентом Литвы Гитанасом Науседой. Партия СО-ХДЛ обвиняла Науседу во всевозможных грехах и даже попыталась организовать его импичмент. Спасая свой статус, Науседа начал искать возможность для ответного удара – и дождался! Габриэлюс сам подставился, когда из-за ситуации с «Беларуськалием» заявил, что подумывает об отставке.

Науседа немедленно вцепился в это заявление своего политического противника. Глава государства согласился с тем, что сложившаяся ситуация бросает тень на репутацию страны в глазах партнеров по НАТО. Президент Литвы особо отметил, что по сложившейся в Европе традиции министры, которые говорят о своей готовности очистить кресло, обычно так и поступают. Ландсбергису не оставалось ничего иного, как уйти в самом деле.

В связи с этим политолог Александр Носович констатирует: «Президент Литвы Гитанас Науседа победил клан Ландсбергисов нокаутом. Карьера мажора-внука, которого двигали на его место, теперь, можно сказать, закончена. Не удивлюсь, если сценарий скандала и писался на площади Дауканто, 3 – в администрации президента Литвы. По моей информации, команда Науседы давно поддерживает связи с парламентской оппозицией, включая социал-демократов, которые традиционно связаны с Литовскими железными дорогами», – отмечает Носович.

По его мнению, дед Габриэлюса – великий и ужасный Витаутас Ландсбергис – не простит Науседе такую подлость. «А dedule Ландсбергис не простит. Если он только в ближайшее время от злости и старости не помрет, политическая жизнь в Литве станет очень жаркой», – предрекает политолог. Остается только запасаться попкорном. Источник

Власти Литвы предложили запретить транзит товаров из Белоруссии

Фото: Paulius Peleckis / Getty Images

Литовское Министерство транспорта подготовило закон, который предусматривает запрет на импорт белорусских товаров и их транзит через территорию Литвы, сообщает LRT со ссылкой на проект.

Документ предлагает наложить санкции на продукцию из Белоруссии, а также на товары, прямо или косвенно импортируемые из республики.

«Контракты, подписанные до введения санкций в Литве, должны быть расторгнуты в одностороннем порядке или по обоюдному согласию или же выполнение их условий должно быть приостановлено на срок действия санкций», — говорится в законопроекте.

В министерстве уточнили, что срок действия закона будет установлен, если его примут. У Вильнюса появится возможность остановить транзит удобрений «Беларуськалия», в отношении которых ввела санкции Великобритания.

Фото:Виктор Драчев / ТАСС

2 декабря британские власти ввели санкции против пяти журналистов белорусских СМИ и компании «Беларуськалий». Британские власти пояснили, что это «затронет крупный источник дохода и иностранной валюты для режима Лукашенко».

В тот же день санкции против Белоруссии ввели США. Ограничения коснутся госдолга страны, а также 20 человек и 12 организаций, таких как «Славкалий», «Белтехэкспорт» и «ТрансАвиаЭкспорт». Новые санкции ввел также ЕС: под них попали 17 физических лиц и 11 компаний, включая «Белавиа» и «Белоруснефть».

Новый санкционный пакет против Минска был введен на фоне миграционного кризиса, который начался на границе Белоруссии, Польши и Литвы летом. В ноябре ситуация обострилась, когда по белорусской территории к польской границе подошли колонны мигрантов и попытались штурмовать поспешно построенные там заграждения.

На Западе считают, что организатором кризиса выступают белорусские власти, которые намеренно свезли мигрантов к границе. В частности, президент Польши Анджей Дуда назвал происходящее массированной гибридной атакой.

Фото:Александр Кряжев / РИА Новости

Минск отвергает все обвинения и настаивает, что мигранты действуют самостоятельно, а на штурм их спровоцировало «равнодушие» ЕС.

В ответ на санкции ЕС, США и других стран Белоруссия введет с 1 января продовольственное эмбарго на некоторые товары. В частности, в список запрещенных к ввозу продуктов попали свинина, субпродукты, молоко и молочная продукция (с некоторыми исключениями), овощи (кроме семенных материалов, предназначенных для посева), фрукты и орехи, животные масла, колбасы, кондитерские изделия, соль.

Ранее Лукашенко предупредил, что в случае наложения европейских санкций может перекрыть газопровод Ямал — Европа с российским газом. 13 декабря он уточнил, что Минск пойдет на этот шаг, если санкции поставят страну в чрезвычайное положение.

Евгения Воропаева, alt=»Виктория Тютина» width=»512″ height=»512″ />Виктория Тютина

Лукашенко развёл Литву на сотни миллионов евро

Литва попала в немыслимую для вассала ситуацию. Несмотря на санкции США против ОАО «Беларуськалий», два литовских предприятия не захотели прерывать контракт с белорусами.

Лукашенко развёл Литву на сотни миллионов евро

Две литовские компании ослушались Вашингтона

О санкциях, которые официально поддержал Вильнюс, было известно с августа, и они вступили в действие с 8 декабря. Тем не менее, компания Литовские железные дороги (ЛЖД) сообщила, что не может остановить транзит, так как белорусская сторона в ноябре уже внесла аванс за эти поставки до января-февраля.

Причём, согласно контракту, о его расторжении необходимо уведомить за 12 месяцев, и возврат авансовых платежей не предусмотрен.

Второе предприятие — терминал насыпных грузов Клайпедского порта Biriu kroviniu terminalas (BKT), вообще не думало о разрыве отношений с «Беларуськалием». Руководство компании полагает, что «никаких санкций США для транзита белорусского калия через Литву нет и быть не может, потому что в отношении транзита такие процедуры как санкции, применять нельзя». Об этом сказал крупнейший акционер терминала Игорь Удовицкий.

Министры иностранных дел и транспорта захотели в отставку

Когда история всплыла, глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис попросил премьера Ингриду Шимоните отправить его в отставку. Об этом же заявил министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис, который сразу нашёл стрелочников в лице ВКТ и ЛЖД. По его словам, руководство ЛЖД не предприняло шагов для поиска путей реализации санкций.

«Мне также трудно представить, как руководство Клайпедского порта, через который осуществляется погрузка белорусских удобрений, может продолжать работать в такой ситуации. Я также оценю ситуацию в своей собственной команде и в министерстве», — сказал министр.

Руководитель ЛЖД Мантас Бартушка опроверг обвинения: он настаивает, что докладывал о ситуации министру транспорта и в МИД, и никаких указаний или советов не получал.

«Нетипичные платежи» «Беларуськалия» «капнули» на счёт ЛЖД

Бартушка заявил, что со стороны Белоруссии в ноябре прошли «нетипичные» авансовые платежи, белорусская компания перечислила деньги без согласования с ЛЖД, они просто «капнули» на счёт, и теперь там 10 млн евро, которые не получилось вернуть (банк отказал).

Бартушка предупредил, что контакт не предусматривает возврата авансовых платежей, а в случае его одностороннего разрыва ЛЖД ждут сотни миллионов евро неустоек и штрафов. Глава ЛЖД добавил, что запросит субсидии в размере примерно 49 млн евро на то, чтобы поддержать ЛЖД в рабочем состоянии.

«Потому что мы в целом теряем 60-70 млн евро доходов, но одновременно у нас есть и другие негативные тенденции — уходят и российские металлы из Клайпедского порта, становится меньше других российских продуктов, часть белорусских продуктов, нефтепродукты, продукты «Гродно Азот» уже ушли», — сказал он.

Литва не может подвести сюзерена

Сейчас ведётся активный поиск виновных, так как надо что-то объяснять сюзерену. Президент Литвы Гитанас Науседа призвал Ландсбергиса и Скуодиса не ждать решения Шимоните, а уходить самим в отставку.

«Заявляя, что мы придерживаемся ценностной внешней политики, мы не можем вызвать ни малейшего сомнения у наших партнёров в том, что мы на самом деле придерживаемся союзнических обязательств. Декларации и наши конкретные действия должны соответствовать «, — сказал Науседа.

В условиях, когда, как заявляет Скуодис, государство не может обязать ЛЖД расторгнуть договор, (как и BКТ) и, как заявили оба предприятия, они не готовы платить штрафы, все расходы в случае форс-мажора (собственных санкций Литвы на «Беларуськалий») — неустойки и штрафы придётся платить Вильнюсу из бюджета.

«Полезные идиоты» Лукашенко

У Литвы было было четыре месяца на подготовку, оценку всех обстоятельств, минимизацию потерь, переговоры с союзниками, но всё это не делалось. Вопрос: почему?

Из общей информации, насколько она доступна, можно сделать вывод, что у правительства не было желания останавливать транзит удобрений из Белоруссии, и это желание возникло только тогда, когда разразился скандал.

Скорее всего, на Западе литовских политиков назовут «полезными идиотами » Лукашенко. Характеристика вполне заслуженная.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Но это не точно? В Литве заявили, что транзит белорусского калия всё-таки остановят. Вот как. Но кое-кто против

По его мнению, министр транспорта и коммуникаций Марюс

Литовский дипломат Альбинас Янушка, подписавший Акт о независимости Литвы, предложил в Facebook свой вариант того, как можно положить политический кризис в стране, вызванный тем, что по литовской железной дороге продолжается транзит калийных удобрений из Беларуси.

По его мнению, министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис должен был бы представить законопроект о ​​применении экономических и иных санкций в отношении Республики Беларусь, необходимых для обеспечения национальной безопасности, передает DELFI.

«Этот закон коренным образом решит правовые проблемы санкций и расторжения контрактов. Было бы очень странно, если бы закон не был согласован с премьер-министром. Кажется, это единственное рациональное прекращение форс-мажора», — считает дипломат.

Он был удивлен, что влиятельный представитель правящей партии обнародовал ряд аргументов, которые в целом отрицают существование санкций США. Также и заявлением Игоря Удовицкого, одного из владельцев терминала насыпных грузов в Клайпеде, о том, что Литва может продолжить поставки белорусского калия.

Что сказал Удовицкий?

10 декабря появился комментарий Игоря Удовицкого о том, что транзит калийных удобрений «Беларуськалия» через Литву не может быть прекращен, поскольку это идет вразрез с международными соглашениями Литвы, Евросоюза и США.

«Никаких санкций США для транзита белорусского калия через Литву нет и быть не может, потому что в отношении транзита как процедуры применять санкции нельзя», — заявил он.

По его словам, соглашение Всемирной торговой организации и Конвенция ООН по морскому праву гарантируют свободу транзита для государств, не имеющих выхода к морю, «и США, и ЕС, ратифицировавшие эти соглашения, не могут их нарушать». Также, сказал он, литовский Сейм ратифицировал три двусторонних соглашения с Беларусью, которые устанавливают свободный режим грузового транзита через Литву и Клайпедский морской порт. По словам Игоря Удовицкого, все участники транзита калийных удобрений, в том числе органы власти Литвы, консультировались и с Департаментом казны США, и с Еврокомиссией о применении санкций. Им объяснили, что белорусский калий может транспортироваться через Литву, если расчеты осуществляются в евро, а не в долларах, утверждает Удовицкий.

«При осуществлении таких операций, как продажа белорусского калия, фрахт судов, доллары США продолжают использоваться для взаимных расчетов, американские компании продолжают покупать белорусский калий, этот продукт продолжает поставляться на американский рынок», — заявил он.

Удовицкий заявил, что управление по контролю за иностранными активами Департамента казны США выдало торгующему удобрениями дочернему предприятию «Беларуськалия» — Белорусской калийной компании (БКК) — лицензию, которая действительна до 1 апреля 2022 года. «Как минимум до этого срока любые спекуляции на тему американских санкций, применяющихся к транзиту белорусского калия через Литву, — это просто спекуляции», — считает бизнесмен.

Однако, по его словам, и после 1 апреля, даже если БКК или «Беларуськалий» не получат новых лицензий OFAC, это никоим образом не повлияет на обязательства Литвы в отношении транзита белорусского калия.

Удовицкий не прав?

Вместе с тем в казначействе США заявили, что белорусская Генеральная лицензия 5 (GL 5) разрешает до 12:01 утра по восточному стандартному времени 1 апреля 2022 года, все операции и виды деятельности, запрещенные Исполнительным приказом.

Однако она не разрешает прямые сделки с ОАО «Беларуськалий» и не продлевает действие прежней лицензии, срок действия которой истек 8 декабря 2021 года.

Она также не разрешает заключение новых договоров купли-продажи или накопление запасов с участием Белорусской калийной компании или ООО «Агророзквит», или любой организации, в которой БКК или ООО «Агророзквит» прямо или косвенно, индивидуально или в совокупности, владеет 50% или более акций, которые не являются обычными и необходимыми для сворачивания операций.

Таким образом, отмечают эксперты, физические и юридические лица не могут подписывать договоры с белорусским калием, иначе попадут под санкции.

В целом же любой оборот с белорусским калием запрещён после 1 апреля, вне зависимости от обстоятельств и контрактов. А новые контракты, начиная с 8 декабря 2021, запрещены.

Как сообщал Телеграф, 8 декабря санкции США против компании «Беларуськалий» вступили в силу. Однако правительство Литвы заявляло о «юридических нюансах».

А позже литовская госкомпания «Литовские железные дороги» (ЛЖД) сообщила, что в декабре продолжит транзит удобрений из-за того, что белорусская компания внесла авансовые платеж. Из-за этого в Литве разразился большой скандал, постепенно начали выяснять обстоятельства. Министров транспорта и иностранных дел могут отправить в отставку.

При этом, премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните пообещала найти возможность расторгнуть без финансового ущерба контракт ЛЖД с «Беларуськалием».

А глава Терминала насыпных грузов Литвы Видмантас Дамбраускас 9 декабря объяснил, почему санкции на транзит удобрений «Беларуськалия» невозможны.

Страх перед США ввергает Литву в разорение и политический кризис

Тимур Шерзад

Считается, что союзники Вашингтона по НАТО, особенно прибалтийские, с большой энергичностью претворяют введенные Соединенными Штатами санкции. Однако внезапно выяснилось, что как минимум в случае с Литвой и транзитом белорусских удобрений это не так. А результатом этой коллизии стал невиданный политический кризис в этой стране – и угроза больших убытков.

В Литве разразился очередной политический скандал. Восходящая «звезда» местной политики, министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис (внук знаменитого Витаутаса Ландсбергиса), которого многие считали будущим президентом государства, подал в отставку.

Читайте также  Заявление о замене годов для расчета больничного

Ландсбергис потерял лицо, когда выяснилось, что Литва не сможет срочно присоединиться к санкциям США, наложенным на «Беларуськалий» – и по крайней мере, в течение ближайшего месяца продолжит зарабатывать на белорусском транзите. То, что для литовских железнодорожников выглядит, как отсрочка перед казнью, в глазах литовских политиков оказалось несмываемым позором – не сумели немедленно и стопроцентно ублажить США!

Волю Вашингтона не выполнили

США объявили о введении санкций в отношении предприятия «Беларуськалий» еще 9 августа, в действие они вступили 8 декабря. Как ожидалось, после наступления этой даты полностью прекратится перевозка белорусских калийных удобрений через гавани стран Прибалтики, в том числе через основной для «Беларуськалия» перевалочный порт – литовскую Клайпеду. Тем более, что 2 декабря Минфин США внес в свой санкционный список еще и «Белорусскую калийную компанию», а также ее дочернее предприятие – ООО «Агророзквит».

Литовские железнодорожники и портовики ожидали приближения этой даты с ужасом. Ведь «Беларуськалий» вывозит свою продукцию на экспорт через порт в Клайпеде, пользуясь услугами «Литовских железных дорог». Погрузку этих удобрений в Клайпеде производит предприятие «Терминал насыпных грузов» – 30% его акций принадлежит «Беларуськалию». Поставки из Белоруссии составляют более 30% всего грузооборота порта и в одном только 2019 году составили около 10 млрд долларов. Если остановить этот поток – литовские транзитчики окажутся на грани банкротства.

Однако прекращения транзита «Беларуськалия» через Литву пока так и не произошло – грузы как возили, так и продолжили возить. А почему?

Литовский премьер Ингрида Шимоните не смогла сразу объяснить, почему ее государство не выполнило волю Вашингтона. 7 декабря Шимоните туманно заявила, что из-за некоторых «юридических нюансов» Литва пока не знает, как в ней будут реализованы санкции США. «У санкций США есть некоторые особенности. Они отличаются от привычных для нас санкций Евросоюза, которые согласуются ведомствами ЕС и накладывают ограничения на компанию, а не на продукт. И теперь есть такие юридические нюансы, которые необходимо сначала полностью прояснить», – уклончиво сказала Шимоните.

В свою очередь министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявлял, что проведение в жизнь санкций США в отношении «Беларуськалия» зависит, мол, от конкретных предприятий. «Каждый участвующий в цепочке поставок юридический субъект должен определиться: будет он заключать сделки или нет? По сути проведение санкций в жизнь зависит от решения самого субъекта. Прямого юридического обязательства проводить в жизнь введенные США санкции не возникает», – утверждал Ландсбергис.

По его словам, местный бизнес, включая участвующие в транзите белорусских удобрений государственные предприятия «Литовские железные дороги» (ЛЖД) и порт Клайпеды, «не обязан отчитываться перед государством за принятие решений».

При этом министр неоднократно подчеркивал, что у Литвы есть возможность «в рамках своей компетенции искать выходы – как услышать приглашение стратегических партнеров к солидарности». Он обещал «продолжить выяснение, как помочь нашим стратегическим партнерам, чтобы эти санкции были проведены в жизнь».

Цирк на дроте

Что стояло за этим туманом пустословия? А выявился занимательный факт.

«Литовские железные дороги» уже успели получить аванс за перевозку продукции «Беларуськалия» – и потому они будут заниматься этим как минимум до конца текущего года, а может быть и дольше. «Несомненно, это уникальная ситуация, которой раньше не было в Литве. Ее нужно анализировать и анализировать. Не сомневаюсь, что это будет сделано», – растерянно заявил позднее Ландсбергис. С его слов, он узнал о получении «Литовскими железными дорогами» платежа от «Беларуськалия» лишь за несколько дней до вступления санкций в силу.

Министр добавил, что авансовый платеж был «нетипичным» – а потому он, Ландсбергис, пребывает в раздумьях. Действительно странно – ведь представители ЛЖД утверждают, что загодя проинформировали министерства транспорта и иностранных дел своей страны о полученном от белорусов авансе. Однако Ландсбергис заявляет, что знал только о сентябрьском авансе за октябрьские услуги, а о дальнейших платежах ему не сообщали. В свою очередь министр транспорта Литвы Марюс Скуодис отмечал, что договор с «Беларуськалием» может быть расторгнут – если власти сочтут, что он представляет «угрозу для национальной безопасности».

Тем временем глава «Литовских железных дорог» Мантас Бартушка громогласно сообщил, что в случае потери грузов «Беларуськалия» предприятию потребуются ежегодные субсидии в размере 49 млн евро.

И это в лучшем случае, ведь всего, по предварительным оценкам, только от потери белорусских платежей литовская железнодорожная компания будет терять ежегодно около 60-70 млн евро. «Но одновременно у нас есть и другие негативные тренды – из Клайпедского порта уходят и российские металлы, становится меньше других российских продуктов. «Часть белорусских товаров, нефтепродукты, продукты «Гродно Азот» уже ушли», – отметил глава ЛЖД. По его словам, авансовый платеж «Беларуськалия» на перевозку продукции в декабре был выполнен в прошлом месяце. Возможно, что его хватит и на часть января. «В любом случае вся логистическая цепь может столкнуться с определенными вызовами. Так как в ней не только мы, но и терминалы, фрахтовщики судов», – пояснил Бартушка.

Ингрида Шимоните 8 декабря во время встречи со своими коллегами из Латвии и Эстонии Кришьянисом Кариньшем и Каей Каллас заявила, что транзит удобрений «Беларуськалия» через Литву не должен продолжаться долго. Это безобразие надлежит поскорее прекратить! Правда, глава кабинета министров Литвы не смогла назвать каких-то конкретных дат, но лишний раз подчеркнула, что США являются «стратегическим партнером Литвы» и цели их санкций соответствуют намерениям Вильнюса. Кроме того, по уверениям Шимоните, правительство готово помочь «Литовским железным дорогам» – но не пояснила, на какую именно сумму.

Реванш Науседы

А вскоре наступил очередной акт «марлезонского балета». 9 декабря сразу два министра правительства Литвы объявили о своей готовности уйти в отставку – именно из-за ситуации с «Беларуськалием». Одним из них оказался Марюс Скуодис, а вторым – сам Ландсбергис, сокрушавшийся о том, какой страшный урон, дескать, понесла Литва, продолжая зарабатывать на белорусском транзите. «Я понимаю, какой репутационный ущерб нанесен Литве», – сказал Габриэлюс, великодушно добавляя, что не снимает ответственности за это и с самого себя.

А Ингрида Шимоните посулила: «Мы обязательно найдем решение о расторжении договора таким образом, чтобы Литовская Республика подверглась наименьшему риску финансового ущерба». Данное замечание было сделано недаром – в случае разрыва контракта литовской стороне грозят серьезные денежные потери.

Судя по всему, Ландсбергис, хоть и объявил о своей возможной отставке, в действительности уходить с поста не хотел. Но ситуацией немедленно воспользовался президент Литвы Гитанас Науседа, практически открыто враждующий с Ландсбергисом.

Тут стоит понять внутриполитический расклад, сложившийся в этой стране. Габриэлюс, возглавляющий объединение «Союз отечества – Христианские демократы Литвы», принадлежит к почти всемогущему в Литве клану Ландсбергисов, его дедушку Витаутаса почитают здесь, как «отца литовской независимости».

После того, как в конце прошлого года партия СО-ХДЛ по результатам парламентских выборов возглавила правительство, Ландсбергису-внуку выделили в нем кабинет министра иностранных дел. Это очень выгодная позиция – проблемами простых литовцев занимаются другие министры, а Габриэлюс мог вволю красоваться, картинно «воюя» с Россией и Белоруссией, которых он осыпал оскорблениями за отсутствие «демократии».

Пост министра иностранных дел рассматривался для Габриэлюса как трамплин в кресло президента. Однако министр оказался слишком нетерпелив и быстро рассорился с президентом Литвы Гитанасом Науседой. Партия СО-ХДЛ обвиняла Науседу во всевозможных грехах и даже попыталась организовать его импичмент. Спасая свой статус, Науседа начал искать возможность для ответного удара – и дождался! Габриэлюс сам подставился, когда из-за ситуации с «Беларуськалием» заявил, что подумывает об отставке.

На эту тему

Науседа немедленно вцепился в это заявление своего политического противника. Глава государства согласился с тем, что сложившаяся ситуация бросает тень на репутацию страны в глазах партнеров по НАТО. Президент Литвы особо отметил, что по сложившейся в Европе традиции министры, которые говорят о своей готовности очистить кресло, обычно так и поступают. Ландсбергису не оставалось ничего иного, как уйти в самом деле.

В связи с этим политолог Александр Носович констатирует: «Президент Литвы Гитанас Науседа победил клан Ландсбергисов нокаутом. Карьера мажора-внука, которого двигали на его место, теперь, можно сказать, закончена. Не удивлюсь, если сценарий скандала и писался на площади Дауканто, 3 – в администрации президента Литвы. По моей информации, команда Науседы давно поддерживает связи с парламентской оппозицией, включая социал-демократов, которые традиционно связаны с Литовскими железными дорогами», – отмечает Носович.

По его мнению, дед Габриэлюса – великий и ужасный Витаутас Ландсбергис – не простит Науседе такую подлость. «А dedule Ландсбергис не простит. Если он только в ближайшее время от злости и старости не помрет, политическая жизнь в Литве станет очень жаркой», – предрекает политолог. Остается только запасаться попкорном.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector