Утилизационный сбор в 2022 году на транспортные

Утилизационный сбор в 2022 году на транспортные

Условия программы утилизации автомобилей в 2022 году

Без рубрики

Утилизация автомобилей – важный аспект для любого государства. Само мероприятие позволяет не просто избавиться от своего авто, если его не удалось продать, но и иногда даже получить скидку на новую машину. Однако, эта процедура также имеет и сборы, которые удерживаются с владельцев ТС. Стоит напомнить, что утилизационный сбор на автомобили в 2022 году в Российской Федерации планируется поднять на 10-15%.

Утилизация авто помогает следить за экологическим фоном в стране, что также является немаловажным аспектом. Помимо этого, многие автомобили, для которых и создана программа утилизации автомобилей в 2022 году, не просто перерабатываются. Многие их части и модули проходят полный ремонт, восстановление, и, если это возможно, используются вторично уже на рынках вторичных транспортных средств, или просто продаются в качестве запасных частей с небольшим износом.

Вторичное использование касается, по большей части следующих частей транспорта:

  • ДВС разных типов;
  • Электродвигатели;
  • Трансмиссия;
  • Части корпуса (крылья, двери, капоты, багажники и т.д.);
  • Амортизирующие стойки;
  • Электроника (если она есть и исправна);
  • Стекла;
  • И многое другое.

Стоит подробнее рассмотреть вопрос, как будет происходить утилизация автомобилей в 2022 году, какие изменения грядут в этом мероприятии и к чему следует быть готовым в финансовом аспекте этой темы.

Госпрограмма утилизации автомобилей в России

Сама программа утилизации автомобилей, условия которой можно прочитать на официальном сайте, была задействована в 2010 году. В 2011 ее прервали, но снова возобновили в 2014 году. За все это время до настоящего момента, мероприятие претерпело множество изменений как в процедурном аспекте, так и в финансовом плане. Сейчас человек может сдать машину на утилизацию, оплатив сбор на это мероприятие прямо у дилера в салоне автомобилей, при этом, клиент получает вполне большую скидку на новое транспортное средство, покупая его все в том же автосалоне.

Это дает большие плюсы и для государства, и для клиента, и для дилера.

Страна, в этом случае, получает возможность контроля за старыми машинами, чтобы они не превратились в свалки мусора. Клиент – получает скидку на новое авто, а это отличная экономия, учитывая сегодняшние цены на машины. Дилер – получает сниженный налог на свою деятельность, запчасти, приток новых клиентов.

Утилизационный сбор 2022

Российская госпрограмма утилизации автомобилей в 2022 году также имеет сбор, который клиент выплачивает дилеру, а взамен получает скидку на новый автомобиль. Год от года этот параметр постоянно изменяется, и в 2022 году стоит быть готовым к поднятию сбора на более высокий уровень.

По предварительным данным, сейчас правительство рассматривает вариант поднятия утилизационного сбора с 20 000 рублей до 25 000 рублей для легковых автомобилей.

Для прицепов повышение произойдёт со 150 000 до 187 500 рублей.

Само повышение сбора вызвано тем, что в стране все больше становится транспортных средств, и как следствие, растет необходимость тщательного регулирования утилизации, а также контроля за количеством ТС. Повышенный сбор, по заявлению правительства, является упреждающей мерой, которая позволит снизить количество покупаемых транспортных средств.

Фактически, увеличение машин на дорогах страны способствует увеличению сбора, но также, увеличиваются и скидки, предоставляемые дилерами для своих клиентов, уплативших утилизационный сбор. Что не вносит критического дисбаланса между годовыми изменениями и индексацией сбора.

Будет ли действовать программа утилизации автомобилей в 2022 году?

Помимо того, что владельцы транспортных средств задаются вопросом – как утилизировать автомобиль в 2022 году, многие также интересуются, будет ли вообще работать эта программа в следующем году. Чтобы полностью на него ответить, следует рассмотреть обращение правительства РФ по этому поводу.

Учитывая, что правительство Российской Федерации на данный момент пытается внести коррективы в сфере утилизации автомобилей, можно с уверенностью предположить, что мероприятие будет действовать, более того, его также активно будут развивать и контролировать по всем направлениям, включая вопросы индексации и изменения условий самой процедуры утилизации.

На сегодняшний день любой владелец автомобиля, при желании купить новое транспортное средство, также может воспользоваться процедурой утилизации старого авто, просто сдав его в автосалон, в котором он будет покупать новое транспортное средство.

При этом, клиенту необходимо будет оплатить утилизационный сбор, в размере 20 000 рублей (на 2021 год) для легковых автомобилей.

А для владельцев ТС с прицепом, придется выложить 150 000 рублей. Учитывая, что ставки будут повышаться в следующем году, лучше постараться пройти утилизацию в этом.

Нововведения программы утилизации в 2022 году

Нововведения в сфере утилизации старых ТС затрагивают не только сам утилизационный сбор на автомобили, но также могут коснуться самой специфики проведения мероприятия. По данным из разных источников, предполагается, что система не будет упрощена, а, наоборот, может приобрести более сложный технический характер в плане бюрократии.

Основным параметром, который будет изменен (предположительно), является система индексации сборов.

Также, возможно, будет изменен коэффициент, который используется в расчёте взимаемой суммы. Сама формула, по которой считается сбор на утилизацию, выглядит следующим образом: базовая ставка (регламентированная правительством РФ), умноженная на специальный коэффициент. Как раз последняя часть и будет изменяться в сторону увеличения.

В сфере плана самого проведения утилизации какой-либо конкретики по вносимым изменениям не имеется. Но также можно ожидать, что процесс будет утилизации будет осуществляться не в дилерских центрах, а на спецплощадках. Такое предположение основывается на планах правительства, оглашенных в январе 2021 года. Однако, доподлинно не известно, будут ли такие изменения применены в действительности, и сколько стоит утилизация автомобиля в 2022 году.

Условия программы

Как и любая другая процедура, утилизация имеет ряд условий, позволяющих регулировать сам процесс и пользу от него для клиентов дилерских центров и самих дилеров. Ряд основных условий:

  1. Владелец автомобиля должен им владеть длительное время перед утилизацией.
  2. Транспортное средство должно быть полностью оплачено (не находится в кредитных обязательствах).
  3. Машина не должна быть в лизинге, а целиком и полностью принадлежать своему владельцу.
  4. Машина должна подпадать под список транспортных средств, для которых предусмотрена утилизация авто.

Эти требования обязательны для соблюдения и выполнения.

Даже если одно из них не будет выполнено, то утилизация машины будет фактически невозможной. В 2022 году эти условия могут измениться, также, вполне возможно, будут введены новые, дополнительные пункты. Об этом всегда можно будет узнать в дилерском центре в любом городе.

Требования к автомобилю для проведения утилизации

Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства. Основные из них:

  • Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
  • Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
  • Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
  • Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.

Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.

Если утилизация будет проводиться в 2022 году, то обо всех изменениях в этом аспекте лучше всего узнать в самих дилерских центрах, или на сайте «Минпромторга», который также является одним из основных регуляторов данной процедуры. Также, свежая информация по этому поводу всегда доступна на нашем сайте.

Автомобили, которые можно утилизировать в 2022

Список транспортных средств, которые будут подпадать под утилизацию достаточно большой, но основные модели приведены в списке ниже, также, как и суммы компенсаций за сдачу авто дилеру на утилизацию:

  • «Альфа Роме» – 50 000;
  • «Датсун» – 70 000;
  • «Ситроен» – 50 000;
  • «Форм» – 200 000;
  • «Киа» – 75 000;
  • «Шкода» – 130 000;
  • «Рено» – 50 000;
  • «Вольксваген» – 90 000;
  • ВАЗ – 90 000;
  • ГАЗ – 350 000;
  • УАЗ – 120 000;
  • «Пежо» – 50 000;
  • «Мазда» – 95 000;
  • «Ниссан» – 100 000;
  • «Опель» – 140 000;
  • «СсангЙонг» – 120 000;
  • «Хёндай» – 50 000;
  • «Мицубиши» – 75 000.

Суммы приведены в рублевом эквиваленте и обозначают, на какую сумму компенсации владелец сможет рассчитывать при покупке нового авто, сдав старое транспортное средство по программе утилизации.

Размер скидки на покупку также может быть изменён в 2022 году. Сама утилизация автомобилей, цена услуги, а также список авто могут быть дополнены или изменены по решению правительства Российской Федерации. Конкретные параметры изменений и информации, каких именно аспектов они коснутся, стоит ожидать в конце 2021 года, по аналогии с предыдущими периодами.

Также возможно, что никаких изменений не будет, в связи с жесткой обстановкой из-за санкционных проблем и в сфере ввоза новых автомобилей на территорию страны.

Как стать участником программ утилизации авто в 2022 году

Чтобы пройти процедуру утилизации, владельцу транспортного средства необходимо:

  1. Посетить отделение ГИБДД, и процедурно снять свой автомобиль с официального учета дорожной службы. Необязательно даже везти сам автомобиль, достаточно будет документов на него, технического паспорта и свидетельства о прохождении ТО.
  2. Приехать в дилерский центр.
  3. Предоставить: паспорт гражданина Российской Федерации, принадлежащий владельцу ТС, заверенную копию паспорта на транспортное средство (где будет указано, что машина находится во владении обратившегося лица не менее 6 месяцев), копия или оригинал акта, подтверждающего договор об утилизации автомобиля в дилерском центре.
  4. Также необходимо предоставить один из трех документов, которые будут подтверждать, что владелец снял авто с учета в ГИБДД: отметка в ПТС, свидетельство о снятии, карта учета ТС со штампом ГИБДД и подтверждением того, что ТС снято с учета владельцем.

Все остальные процедуры дилеры берут на себя, владельцу только остается дождаться конца мероприятия, получить компенсацию на новое авто и приобрести транспортное средство у того же дилера.

Сколько утилизационный сбор в России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько утилизационный сбор в России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как сообщалось, на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в конце октября обсуждалось продление беспошлинного ввоза электромобилей на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Продлить его предлагала Белоруссия, РФ выступала против.

В Минпромторге «Интерфаксу» заявляли: «Продление нулевой ставки таможенной пошлины на электромобили не будет способствовать принятию инвестиционных решений в России. В этой связи предложение республики Беларусь в том виде, в котором оно выносится на рассмотрение Совета ЕЭК, Минпромторг России не поддерживает». Знакомые с итогами заседания источники сообщали «Интерфаксу», что согласованной позиции по вопросу выработано не было, и тема еще будет обсуждаться.

Условия программы утилизации автомобилей в 2022 году

Обеспокоенность в связи с возможным введением пошлин на ввоз в РФ электромобилей выразила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в своем традиционном автомобильном пресс-релизе, который вышел накануне.

«Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей», — отметила АЕБ со ссылкой на главу комитета автопроизводителей ассоциации Томаса Штэрцеля.

От лица комитета Штэрцель заявил, что «продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству».

Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
Масса до 2,5 т178 500189 000
Масса от 2,5 до 3,5 т300 000432 000
Масса от 3,5 до 5 т300 000456 000
от 5 до 8 т313 500786 000
от 8 до 12 т438 0001 192 500
от 12 до 20 т496 5001 735 500
Седельные тягачи от 12 до 20 т850 5003 469 500
Автосамосвалы от 12 до 20 т418 5001 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т507 0001 735 500
от 20 до 50 т1 002 0002 035 500
Седельные тягачи от 20 до 50 т1 002 0002 035 500
Автосамосвалы от 20 до 50 т945 0002 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т825 0002 035 500
Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей285 0001 725 000
Автобетоносмесители853 5002 242 500
Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
Прицепы и полуприцепы96 0001 207 500

Обратите внимание, утилизационный сбор уплачивается только за прицепы категории О4, т.е. тяжелее 10 тонн. Если прицеп имеет меньшую массу, то утилизационный сбор не уплачивается.

Утильсбор на электромобили в России с 2022 года вырастет в девять раз

Автомобильмладше 3-х летстарше 3-х лет
С электродвигателем171 000172 500
С двигателями до 2500 см 3214 500217 500
С двигателями от 2500 до 5000 см 3342 000517 500
С двигателями от 5000 до 10000 см 3591 000759 000
С двигателями от 10000 см 3990 0001 558 500

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Удачи на дорогах!

Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормы переработки, ставка экологического сбора в 2021 году — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.

В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2020), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила требования, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (см. Постановление Правительства РФ №2010 от 03.12.2020);
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2016 №284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году, то расчет производят по другой формуле:

С × (Ку – Кд) / 1000,

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания рассчитает экологический сбор за прошлый год и уплатит его либо представит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

На проверку отчетов у Росприроднадзора есть три месяца. Помимо этого, выполнение нормативов и уплату сумм на защиту экологии инспекторы контролируют во время плановых и внеочередных проверок. За нарушение требований закона о защите окружающей среды от воздействия отходов предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе уголовная.

С 19 июня 2019 года в Кодекс об административных правонарушениях введена новая статья 6.35 об ответственности за нарушение санитарных норм при обращении с отходами. По ней штрафы для должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей, для компаний — от 250 000 до 350 000 рублей. По статье 8.2.1 КоАП РФ за разрушение озонового слоя компании заплатят от 250 000 до 400 000 рублей). Статьей 8.5.1 предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (штраф — от 70 000 до 150 000 рублей для юрлиц), а нормами статьи 8.41.1 КоАП РФ — ответственность за неуплату экосбора. Если его не уплатить за прошлый год, штраф равняется двукратному размеру сбора, но не менее 250 000 рублей.

Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года

Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

Минприроды разработало проект распоряжения правительства об увеличении нормативов по утилизации товаров и упаковки на 2022–2024 годы: норматив для упаковки должен вырасти с текущих 10–45% (в зависимости от ее вида) до 100%, для утилизации товаров он будет расти на 10% в год.

Это следует из письма замглавы Минприроды Дмитрия Тетенькина, которое он направил 21 сентября в другие профильные ведомства для согласования распоряжения. У РБК есть копия документа. Гендиректор Российского экологического оператора (РЭО, куратор мусорной реформы) Денис Буцаев сообщил РБК, что документ подготовлен Минприроды совместно с РЭО.

«Нормативы утилизации согласно закону «Об отходах производства и потребления» устанавливаются правительством и соответствуют положениям концепции расширенной ответственности производителей (РОП). Мы работаем над запуском реформы РОП с 1 января 2022 года», — отметил Буцаев.

РБК направил запросы в Минприроды и представителю вице-премьера Виктории Абрамченко, которая курирует экологию.

Что известно о реформе РОП

Механизм РОП, который предполагает, что за утилизацию товаров и упаковки должны платить их производители, действует в России с 2015 года. Сейчас нормативы на утилизацию разных товаров и видов упаковки колеблются от 10 до 45% от объема их производства.

Согласно новой концепции РОП, принятой правительством в конце 2020 года, к началу 2022 года должна быть введена стопроцентная утилизация упаковки, а норматив утилизации товаров будет поэтапно расти на 10% в год. Компании могут сами не утилизировать товары и упаковку, но тогда им придется платить экосбор.

Как Минприроды планирует ускорить реформу РОП

Для реализации реформы РОП было необходимо принять ряд нормативных документов, включая поправки в закон «Об отходах производства и потребления» и ст. 8 закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», которые разработало Минприроды.

Но против их принятия в сентябре выступили два профильных ведомства — Минэкономразвития и Минсельхоз, которые предложили перенести начало реформы с 2022 года на 2024–2025 годы, чтобы не вызвать резкого подорожания товаров. О таких рисках предупреждали и представители разных бизнес-ассоциаций и компаний. Замечания к законопроекту также высказал Минпромторг. Основная претензия бизнеса в том, что 100% упаковки невозможно переработать, что делает установку такого норматива фискальной мерой. Из-за позиции этих трех ведомств законопроект был направлен на доработку, что поставило под угрозу реализацию реформы РОП с начала 2022 года.

Читайте также  Какие водительские права нового образца в 2020 году

Фото:Андрей Любимов / РБК

Помимо принятия поправок новые требования по утилизации товаров и упаковки можно установить нормативным актом правительства, что и предлагает сделать Минприроды, отмечает гендиректор юридической компании «Дельфи» Наталья Беляева. «Порядок согласования распоряжений правительства не предполагает прохождения процедур оценки регулирующего воздействия и общественных обсуждений, что сокращает сроки его принятия», — добавляет она.

Ведомства должны были прислать свои замечания к проекту распоряжения до 28 сентября, говорится в письме Тетенькина. А на следующий день, 29 сентября, в Минприроды прошло совещание, посвященное согласованию документа. На этом совещании Минсельхоз выступил против увеличения норматива по утилизации упаковки с 10–45% до 100% в 2022 году, но не представил обоснований, рассказал РБК источник, знакомый с его итогами. В итоге процесс согласования распоряжения перешел в аппарат правительства. На согласительном совещании Минсельхоз подтвердил свою позицию о необходимости рассмотрения возможности поэтапного повышения норматива утилизации упаковки до 2025 года, сообщил РБК представитель ведомства. По его словам, по итогам совещания должна быть подготовлена таблица разногласий и разослана его участникам.

Насколько вырастут сборы благодаря реформе РОП

До сих пор отчетность об утилизации товаров или упаковки сдавали только 20 тыс. примерно из 4 млн компаний, следует из данных Росприроднадзора. В прошлом году они заплатили экосбор на 4 млрд руб.

После реализации реформы экосбор вырастет до 100 млрд руб. с 2022 года, заявлял глава Минпромторга Денис Мантуров 3 июня на Петербургском международном экономическом форуме. «Мы, конечно же, поддерживаем тот подход, который согласован правительством, а это расширенная ответственность производителей (РОП), который в конце года запускается. И в общей сложности, эксперты оценивают, экосбор составит около 100 млрд руб., и эти деньги должны пойти на создание мусороперерабатывающих предприятий», — сказал он тогда. Минприроды ранее прогнозировало, что поступления могут быть еще выше — 136 млрд руб. в год.

Но в проекте бюджета на 2022–2024 годы, который накануне Минфин внес в Госдуму, заложены поступления от экосбора по 5,2 млрд руб. в год. Главным администратором доходов федерального бюджета по экологическому сбору является Росприроднадзор, который рассчитал объем поступлений от экосбора в объеме 5,2 млрд руб. при формировании прогноза доходов к проекту федерального бюджета, сообщил РБК представитель Минприроды. РБК направил запросы в Росприроднадзор, Минпромторг и Минфин.

Возможное увеличение экосбора не было учтено в проекте бюджета из-за отсутствия нормативных правовых актов, регулирующих реформу РОП, отмечает член комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. Согласно отчету Счетной палаты, действующие механизмы определения ответственных за утилизацию упаковки и товаров неэффективны, а это напрямую влияет на прогнозы собираемости, поясняет она. Кроме того, бизнес вправе выбрать, платить экосбор или утилизировать продукцию самостоятельно, что также повлияет на итоговый размер платежей в бюджет.

Фото:Максим Коротченко / ТАСС

«Нормативы утилизации направлены на то, чтобы привлечь производителей к утилизации товаров и упаковки. Чем выше нормативы, тем выше заинтересованность производителей в соблюдении возложенных на них обязанностей по утилизации», — указывает глава РЭО Денис Буцаев.

Руководитель ассоциации «РусПЭК» (в нее входят Coca-Cola, Danone, Procter&Gamble и т.д.) Любовь Меланевская считает, что достичь сбора и переработки 100% упаковки невозможно — этого не удалось сделать ни в одной стране. Поэтому реформа приведет только к увеличению экоплатежей добросовестных компаний, которые должны будут «забыть» про попытки самостоятельной утилизации отходов, предупреждает она.

Нет повода для утильспора

Правительство не заложило увеличение утильсбора на автомобили и самоходную технику в 2022 году в доходы бюджета. Повысить сбор предлагал Минпромторг в начале года, но идея вызвала протест у многих участников рынка — от аграриев до строителей — из-за рисков роста стоимости продовольствия и новых дорог. В результате правительство заблокировало повышение, хотя именно средства от утильсбора промышленные чиновники традиционно рассматривают как источник финансирования программ господдержки.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Как следует из проекта бюджета на 2022 год, внесенного в Госдуму, в 2021 году правительство соберет 513,8 млрд руб. за счет утильсбора на колесную и самоходную технику, 357,7 млрд руб. уже поступили. На 2022 год заложено лишь на 17,1 млрд руб. больше — почти 531 млрд руб.

Фактически такой скромный рост суммы предполагает не увеличение размера утильсбора, а незначительный прирост импорта и производства.

К примеру, при последнем повышении утильсбора на автомобили с 2020 года в среднем на 110,7% в легковом сегменте в проекте бюджета прогнозировался двукратный рост поступлений от автотранспорта. В Минфине “Ъ” пояснили, что в проекте бюджета учтены действующие нормативно-правовые акты по утильсбору и прогноз объемов от Минэкономики. “Ъ” направил запрос в Минпромторг.

В целом для бюджета повышение утильсбора не дает критического эффекта, поскольку он остается там не полностью. Из 513,8 млрд руб., которые соберут за его счет в 2021 году, только 130,4 млрд руб. реально представляют собой доходы бюджета. Это доходы, задекларированные через ФТС, то есть сбор от импорта, который в 2022 году вырастет на 10 млрд руб., до 140,4 млрд руб. Большая часть утильсбора — 383,5 млрд руб.— в 2021 году собрана с локального производства, которому он частично возвращается в виде компенсаций.

В 2021 году они были гарантированы концернам со специнвестконтрактом (в объеме 25%), остальная часть в автопроме зависела от уровня локализации. В 2022 году предполагается собрать с локального производства на 7 млрд руб. больше — почти 391 млрд руб. Правда, теперь в бюджете останется больше, поскольку гарантированная часть компенсаций отменена и те полностью будут зависеть от локализации.

Собеседники “Ъ” рассказывают, что в процессе финализации бюджета в правительстве Минфин не закладывал доходы от индексации. Позиция, в частности, была обусловлена «токсичностью» темы, говорит один из них.

Индексация 2020 года должна была стать последней в автопроме: ставки пошлин на ввоз автомобилей снижены до уровня, согласованного с ВТО, и уровень барьера для импорта больше не меняется. Но глава Минпромторга Денис Мантуров в конце 2019 года говорил, что «для стимулирования локализации» утильсбор будет вновь проиндексирован «через какое-то время — с 2021 или 2022 года», а осенью 2020 года началось обсуждение его индексации с 1 января в среднем на 30%. Правительство отложило эту дискуссию, в том числе на фоне и без того активного роста цен на автомобили, и возобновило ее этой весной. Для легковых и грузовых автомобилей обсуждалось повышение на 25%, что было меньше, чем в прошлые годы, и не вызвало резкого протеста у участников отрасли. Но одновременно предполагался трехкратный рост сбора на спецтехнику и шестикратный — на полуприцепы, что вызвало противодействие различных игроков — от аграриев до строителей — из-за риска роста стоимости продовольствия и новых дорог. В итоге по поручению правительства Минпромторг пересмотрел размер индексации для части спецтехники. А затем, как рассказывали собеседники “Ъ”, по решению премьера Михаила Мишустина повышение не было принято. Дискуссию частично затормозили и приближающиеся выборы в Госдуму, которые прошли в сентябре, говорили источники “Ъ”. А 24 сентября Денис Мантуров сообщил, что, скорее всего, в этом году не будет повышать утильсбор.

Минпромторг в последний раз предлагал индексацию утильсбора в контексте поиска средств на поддержку спроса на электромобили. Источники “Ъ” рассказывают, что чиновники традиционно используют утильсбор как источник средств на господдержку, что не нравится правительству, в частности, потому, что от повышения утильсбора дорожают автомобили для потребителей.

Сергей Удалов из «Автостата» напоминает, что активный рост цен на автомобили начался с девальвации рубля в 2020 году (был отыгран только к лету этого года) и повышения стоимости комплектующих, в том числе чипов, которые до сих пор в дефиците. Хотя сейчас скорость удорожания замедлилась, аналитик ожидает стабилизации ситуации не скоро — возможно, к концу 2022 года, когда будет улажена ситуация с чипами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector