В 2 ндфл выходное пособие

В 2 ндфл выходное пособие

2-НДФЛ при увольнении (выходное пособие)

2-НДФЛ при увольнении ― это справка о доходах сотрудника за последний отчетный период его трудовой деятельности на предприятии. Но все ли выплаты облагаются НДФЛ в общем порядке? Об этом можно узнать из раздела «НДФЛ при увольнении».

  • Все материалы
  • Новости
  • Статьи

Выходное пособие, выплаты при увольнении и НДФЛ

Работники, принявшие решение расторгнуть трудовой договор по тем или иным причинам, имеют право на некоторые компенсационные выплаты. Характер таких выплат и их размер зависят от способа увольнения.

Все начисленные работникам суммы за выполнение трудовых обязанностей подлежат обложению НДФЛ. Однако существуют некоторые компенсационные выплаты, которые, согласно ст. 217 НК РФ, этим налогом не облагаются. Компенсация за неиспользованный отпуск к таковым не относится.

В некоторых ситуациях сотрудникам положено выходное пособие при увольнении.

О том, когда работник имеет право на эти дополнительные выплаты, а также как учитываются прочие начисления, положенные при увольнении, можно узнать из материала «Облагается ли НДФЛ выходное пособие при увольнении?».

Компенсация за неиспользованный отпуск ― это выплаты увольняющемуся сотруднику за все неиспользованные дни положенного отдыха. Налогообложение при этом производится на общих основаниях и НДФЛ при увольнении взимается в общем порядке.

На практике нередки случаи, когда работник отгулял отпуск досрочно (авансом). Что в таком случае следует предпринять работодателю, и что делать с начисленным ранее налогом?

Как происходит начисление НДФЛ на выплаты при увольнении и по соглашению сторон?

Свои особенности в части налогообложения НДФЛ при увольнении имеют и выплаты, которые может получить сотрудник, если расторжение трудовых отношений происходит по соглашению сторон. Никаких обязанностей на выплаты компенсационных начислений, помимо компенсации за неиспользованный отпуск, у работодателя не возникает. Однако в трудовом договоре или прочих локальных нормативных актах организация может предусмотреть суммы, положенные работнику при увольнении по соглашению сторон. Подлежат ли они налогообложению в таком случае и в каких размерах?

Какие суммы при увольнении НДФЛ не облагаются?

Выходное пособие при увольнении на прочих основаниях также облагается лишь частично. Согласно действующему законодательству часть этих выплат классифицируется как компенсационная. При этом положены они далеко не во всех случаях.

О том, кто может рассчитывать на дополнительные выплаты и при каких условиях, а также о возможности освобождения компенсации от НДФЛ при увольнении можно узнать из материала «Об освобождении НДФЛ суммы выходного пособия при увольнении».

Как мы уже выяснили, не вся компенсационная часть выходного пособия при расторжении договора с работником освобождается от начисления и уплаты налога. Существуют свои правила определения свободного от НДФЛ лимита.

О том, чем следует руководствоваться при расчете итоговой суммы при увольнении, читайте в материале «Как считать необлагаемый лимит при увольнении».

Иногда встречаются ситуации, когда компенсационные выплаты при прекращении трудового договора разбиваются на части и приходятся на 2 отчетных периода (года). Справка 2-НДФЛ при увольнении в этом случае выдается за фактически отработанный период.

Хотите быть в курсе актуальных требований расчета НДФЛ и заполнения справки 2-НДФЛ при увольнении сотрудников? Следите за обновлением нашей рубрики «НДФЛ при увольнении».

В 2 ндфл выходное пособие

НДФЛ с выходного пособия (государственная поддержка) при увольнении

  1. С увольнительных, выдаваемых по итогам производственной деятельности.
  2. При выходе работника на пенсию.
  3. В то время, когда сотрудника увольняют по обоюдному согласию сторон.

Размер компенсации не имеет минимального либо большого порога и зависит от обстоятельства увольнения. Подоходный налог фиксированной суммой взимается с выходного пособия (государственная поддержка), в то время, когда превышены льготные рамки.

В ТК РФ не установлены такие основания аннулирования трудового соглашения с организацией, как расторжение соглашения по инициативе по обоюдному согласию и выход работника на пенсию.

Код дохода выходного пособия (государственная поддержка) при увольнении

Расчет среднего дохода производится в соответствии с нормами ст.

Исходя из этого, в случае, если у вашего работника, например, среднемесячный доход 25 тыс. Руб., и вы ему выплачиваете выходное пособие в размере 75 000 руб., то по коду 4800 проставляется 75 тыс. Руб., и рядом по коду 602 – 75 тыс. Руб..

3 ст. 217 НК РФ, указывается в справке 2-НДФЛ, употребляется код 4800. Выплата, которая связана с возмещением затрат на увеличение работником опытного уровня, не указывается в справке 2-НДФЛ.

Выходное пособие при увольнении в 2 ндфл с 2018 года

Код дохода для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в 2018 году Внимание Ежемесячное пособие кроме этого может подлежать налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом России. По соглашению В случае, если увольнение происходит по соглашению сторон, то выходное пособие при увольнении НДФЛ не оплачивается.

  1. В соответствии с статье 84 Трудового кодекса России, выплата осуществляется при расторжении трудового контракта по обстоятельству нарушения правил заключения. Совершается это, в случае, если проступок не со стороны сотрудника, а продолжение исполнения трудовых функций нереально;
  2. В соответствии с статье 178 Трудового кодекса России, допустимо взять выплату, в случае, если компания идет к ликвидации либо сокращению штатной позиции;
  3. В соответствии с части 3 подобного правового акта, расторжение трудового соглашения допустимо в связи с просьбой сотрудников в ВС;
  4. В соответствии с абзацу 5 подобного правового акта, допустимо получение выплат за счет отказа работника переводиться в другую местность для исполнения трудовых обязанностей.

Онлайн издание для бухгалтера Суммы самих отпускных в справке 2-НДФЛ за 2017 год и потом показывайте так же, как и прежде под кодом 2012. Другими словами тут без трансформаций. В то время, когда появляется компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении Как мы уже сообщили, по неспециализированному правилу такое явление, как компенсация за отпуск — это следствие увольнения сотрудника.

2-НДФЛ при увольнении (выходное пособие)

О том, в то время, когда работник в праве на эти дополнительные выплаты (субсидии), и как учитываются другие начисления, положенные при увольнении, возможно определить из материала «Облагается ли НДФЛ выходное пособие при увольнении?».

Компенсация за неиспользованный отпуск ? Это выплаты (субсидии) увольняющемуся сотруднику за все неиспользованные дни положенного отдыха. Налогообложение наряду с этим производится на неспециализированных основаниях и НДФЛ при увольнении взимается в общем порядке.

На практике нередки случаи, в то время, когда работник отгулял отпуск досрочно (авансом). Что при таких условиях направляться предпринять работодателю, и что делать с начисленным ранее налогом?

2 ндфл выходное пособие при увольнении

Причем, в случае, если налоговый агент в течение налогового периода выплачивал физическому лицу доходы, облагаемые по различным ставкам, то разделы 3-5 формы 2-НДФЛ заполняются для каждой ставки раздельно (Раздел II Рекомендаций). Заполнение доходов, не облагаемых НДФЛ на основании ст.

Справку 2-НДФЛ при увольнении необходимо дать лишь выгнанному с работы сотруднику. В налоговую подавать ее необходимо будет вместе с другими справками по окончании год (Просматривайте кроме этого статью ?Увольнение при реструкуризации). Для чего нужна справка 2-НДФЛ При расторжении трудового соглашения предприятие обязано выдать на руки увольняемому сотруднику достоверные сведенья о начисленном доходе и удержанном с него налоге. Эти предоставляются по форме 2-НДФЛ и охватывают текущий год (бланк утвержден приказом ФНС России от 30 октября 2015).

  • З/п за январь — 30000 руб.;
  • З/п за февраль — 30000 руб.;
  • З/п за март — 30000 руб.;
  • З/п за апрель — 30000 руб.;
  • З/п за май — 20000 руб.;
  • Компенсация за отпуск — 5000 руб.

Код дохода выходного пособия (государственная поддержка) при сокращении

РП – расчетный период (12 либо меньше месяцев);

Для организаций и ИП на УСН, ЕСХН, ЕНВД либо ПСН (за исключением отдельных случаев) действует ограничение в отношении допустимого срока действия ключа фискального накопителя применяемой ККТ. Так, они смогут использовать лишь фискальные накопители на 36 месяцев. Но, как выяснилось, пока эта норма практически не работает.

Сумма выходного пособия (государственная поддержка), превышающая эти предельные значения, в части превышения будет облагаться НДФЛ, а, следовательно, ее необходимо отразить в справке по форме 2-НДФЛ.

В 2 ндфл выходное пособие

Заполнение доходов, не облагаемых НДФЛ на основании ст. 217 НК РФ, предусмотрено в форме 2-НДФЛ лишь в тех случаях, в то время, когда таковой доход не облагается лишь в пределах установленного лимита (к примеру, подарки ценой до 4 тыс. Руб.). Наряду с этим необлагаемая сумма указывается в разделе вычетов.

В соответствии с п.3 ст. 217 НК РФ, выходное пособие и месячный средний доход на период трудоустройства НДФЛ н

Похожие статьи

Облагается ли выходное пособие налогом Взносами и Какими налогами облагается выходное пособие при увольнении по соглашению сторон Облагается ли НДФЛ…

Облагается ли ндфл выходное пособие Выходное пособие — облагается НДФЛ Облагается ли выходное пособие НДФЛ Условия обложения налогом выходного пособия…

Расчет при увольнении выходное пособие Выходное пособие при увольнении Правила расчета выходного пособия (государственная поддержка) при увольнении…

All rights reseved. Любое копирование материалов сайта преследуется в соответствии с законодательством.

Как правильно рассчитать выходное пособие уволенному сотруднику

Вы думаете, это очень просто? Оказывается, что нет. Недавно этот вопрос рассматривал Конституционный Суд Российской Федерации. Поводом для рассмотрения послужила жалоба В. С. Кормуш, работницы АО «Интауголь» в городе Инта Республики Коми. С 1 января 2019 года это предприятие было ликвидировано и все сотрудники были уволены. При увольнении им выплатили выходное пособие.

В. С. Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.

При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей. Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей. Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.

Всё правильно посчитали, скажете вы. Обратимся к утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее будем называть его «Положение»), на основании которого рассчитывается средний заработок, и посмотрим, не было ли нарушений расчёта суммы выходного пособия.

Согласно пункту 9 Положения:

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.

В том же пункте 9 Положения говорится:

Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.

Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.

Но В. С .Кормуш посчитала такую сумму выплаты недостаточной и несправедливой. Вот как она рассуждала. Её средняя месячная зарплата за последний год составила 46672 рубля, значит, выплатить ей должны были на основании статьи 178 Трудового кодекса РФ среднемесячный заработок, то есть 46 672 рубля, а выплатили почти на 13 тысяч рублей меньше.

Для взыскания разницы между «справедливой» по её мнению и выплаченной суммами В. С. Кормуш обратилась с исковым заявлением в суд, доказывая, что наличие праздничных дней в месяце, за который выплачивается средний заработок (в январе 2019 года), не должно уменьшать сумму среднего заработка. Интинский городской суд Республики Коми отказал истице в удовлетворении её искового требования, обосновав свой отказ статьёй 139 Трудового кодекса РФ и упомянутым выше Положением. В решении суда отмечено:

Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима. Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.

В. С. Кормуш не стала обжаловать это решение в Верховный суд Республики Коми, а сразу обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на несоответствие Конституции РФ абзаца 4 пункта 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», состоящего из одного предложения: «Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате». И Конституционный Суд принял к рассмотрению её жалобу!

В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.

На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.

В число указанных гарантий входит выходное пособие, предоставление и порядок определения размера которого согласуются с предписаниями статьи 12 Конвенции МОТ от 22 июня 1982 года № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».

Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.

При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ. При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.

В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.

В пункте 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.

На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.

Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы. Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.

В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода. В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.

Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.

Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.

Обложение НДФЛ с выходного пособия при увольнении по соглашению сторон

Рассматривается правовая неопределенность, возникающая на пересечении отраслей трудового и налогового права в вопросе удержания НДФЛ с суммы выходного пособия (компенсационной выплаты) при увольнении по соглашению сторон. Представляется, что в период кризиса, эта проблема имеет не только юридическое, но и социальное значение, поскольку затрагивает права и законные интересы такой категории, как увольняемые работники.

Читайте также  Приказ об изменении оклада: образец 2022 и 2022

Приведем два примера пунктов дополнительных соглашений к трудовому договору, касающихся условий удержания НДФЛ с выходного пособия (компенсационной выплаты).

Выдержка из дополнительного соглашения компании А: «Выплатить Работнику дополнительное выходное пособие – добровольную денежную компенсацию, согласованную Работником и Работодателем, в размере XXX руб. В соответствии с п.3. ст.217 Налогового кодекса РФ, указанная выплата подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в части, превышающей трехкратный размер среднемесячного заработка».

Выдержка из дополнительного соглашения компании Б: «Работодатель выплатит Работнику единовременно дополнительную компенсацию, связанную с прекращением трудовых отношений в размере ХХХ руб Из сумм, выплачиваемых Работнику, Работодатель удерживает и переводит по назначению налог на доходы физических лиц, если применимо, иные обязательные отчисления в соответствии с действующим законодательством».

Соглашения составлены компаниями, примерно равнозначными на рынке с одинаковой категорией работников. На первый взгляд, разница только в более явной формулировке относительно удерживаемого НДФЛ компании А, хотя оба соглашения содержат ссылки на действующее российское законодательство.

Но оказалось, компания Б удерживает из выходного пособия всю сумму НДФЛ.

В пояснение своей позиции компания Б привела следующее заключение: «Мы полагаем, что с учетом неоднозначной позиции Минфина, в случае применения работодателем положений п. 3 ст. 217 НК РФ к выплатам, которые производятся при прекращении трудового договора по соглашению сторон, возникает высокий риск претензий со стороны налоговых органов и как следствие, высокая вероятность, что правомерность своей позиции налогоплательщику придется доказывать в суде, результат которого на данный момент трудно спрогнозировать». Заключение было дано в 2017, на тот момент существовала действительно противоречивая практика по данному вопросу.

В 2017 г появилось Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N 307-КГ16-19781, которое, казалось бы, должно было поставить точку. В рассматриваем деле по результатам выездной налоговой проверки в отношении ПАО «Мурманский траловый флот» (далее «Общество»), Межрайонная инспекция ФНС Мурманской области в своем акте среди прочего предложила перечислить в бюджет 393 838 рублей неудержанного НДФЛ в результате увольнений по соглашению сторон. Общество обратилось с иском, суд первой инстанции поддержал выводы налоговой инспекции, но Тринадцатый арбитражный апелляционный суд не согласился с указанной позицией суда первой инстанции, исходя из того, что ТК РФ не содержит запрета на установление на установление в трудовом или коллективном договоре размера и условий для выплаты выходного пособия, пункт 3 статьи 217 НК РФ применяется независимо от оснований увольнения и должности, занимаемой работником. С этим, в свою очередь, не согласился суд кассационной инстанции, который посчитал, что пункт 3 статьи 217 НК РФ предусматривает освобождение от налогообложения только тех выплат, которые установлены законодательством, к чему не относится увольнение по соглашению сторон.

Определение Верховного Суда РФ содержало такие положения: « Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.<..> Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Налогоплательщики, особенно если это плательщики НДФЛ, при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения: обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере (постановления от 30.11.2016 N 27-П, от 13.03.2008 N 5-П и от 24.02.1998 N 7-П). Поэтому толкование норм главы 23 Налогового кодекса не должно приводить к возложению произвольного налогового бремени на физических лиц, которые относятся к одной категории налогоплательщиков, в том числе, с учетом их равной фактической способности к уплате налога при получении соответствующего дохода<..> Выходные пособия как отдельный вид компенсаций в сфере труда установлены законодательством (статья 178 Трудового кодекса) и выполняют социальную функцию защиты работника от временной потери дохода при увольнении <..> Необходимость указанной защиты не исключается при использовании основания прекращения трудовых отношений, предусмотренного статьей 78 Трудового кодекса (расторжение трудового договора по соглашению сторон), предполагающего волеизъявление работодателя на увольнение работника и, как правило, оставляющего за увольняемым лицом ограниченную возможность согласования условий расторжения трудового договор».

Однако после таких предпосылок, Верховный суд делает вывод, неоднозначная юридическая техника которого, как оказалось впоследствии, не убрала правовую неопределенность из судебной практики: «Следовательно, определение конкретных случаев выплаты выходного пособия в результате соглашения, достигнутого между работодателем и работником, не исключает эти компенсационные выплаты из сферы законодательного установления и, с учетом положений пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса, не означает, что на данные компенсации не распространяется освобождение от налогообложения, предусмотренное пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса для такой категории налогоплательщиков, как увольняемые работники».

ФНС высказалась более определенно и направила письмо от 29 июня 2017 г. N СА-4-7/12540@, где, ссылаясь на решение Верховного суда, пишет: «Единовременные выплаты, произведенные в пользу работников при расторжении трудовых договоров по соглашению сторон, выплаченные в пределах, установленных пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не облагаются налогом на доходы физических лиц”.

После этого целом судебные решения стали приниматься в пользу работников. Суды прямо или косвенно стали ссылаться на решение Верховного суда, например:

    Решение Щелковского городского суда Московской области от 19.07.2017 по делу N 2-2452/2017

Заслуживает внимание позиция Мосгорсуда. Уже через месяц после определения Верховного суда РФ, все решения стали приниматься против работников, требующих производить вычет НДФЛ согласно п.3. ст.217 НК РФ:

  • Апелляционное определение Московского городского суда от 14.07.2017 по делу N 33-26760/2017; Московского городского суда от 22.11.2017 по делу N 33-47163/2017; Московского городского суда от 14.05.2018 по делу N 33-17194/2018; Московского городского суда от 30.01.2018 по делу N 33-3840/2018; Московского городского суда от 20.02.2019 N 33-5979/2019; Московского городского суда от 10.05.2018 по делу № 33-8807/2018.

Снова используется вывод, что увольнение по соглашению сторон как основание для выплаты выходного пособия не предусмотрено, а положения ст. 217 НК не предусматривают трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, как основания для освобождения от налогообложения.

В части противоположенной позиции, интересным представляется вывод суда г. Белгорода, в котором была прямо отвергнута ссылка истца на решение Верховного суда. Решение Октябрьского районного суда города Белгорода от 18.01.2017 по делу N 2-226/2018 гласит: «Ссылка истца на позицию Верховного суда РФ в Определении от 16.06.2017 N 307 КГ16-19781 по делу N А42-7562/2015 не обоснована. Действительно, законодательно не исключается при использовании основания прекращения трудовых отношений, предусмотренного п 1 ч. 1 статьи 77 и статьей 78 ТК РФ (расторжение трудового договора по соглашению сторон) освобождение увольняемого работника от налогообложения выплачиваемого от суммы выходного пособия, на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ. При этом, выходное пособие при увольнении должно предусматриваться коллективным или трудовых договорах, что приравнивает его к выплатам, установленным законодательством Российской Федерации».

Встречается мнение, что если коллективный (трудовой) договор не содержит явного положения о том, что выходное пособие не облагается НДФЛ в размере, указанном в п.3. статьи 217 НК (примере соглашения компании А), то суды правомерно выносят решения в пользу работодателей.

Но это вызывает возражения, основанные на следующих аргументах:

  1. НК РФ, статья 3 определяет: «..2. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

<…> 6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

  1. Представляется странным, что субъекты одной категории работников(при одинаковых трудовых отношениях, основаниях увольнения и т.п) могут платить разный налог, в зависимости от «условий коллективного или трудового договора», которые в принципе не относятся к публичному праву. Получается, договорные положения (на примере компании А) могут изменять императивные нормы налогового законодательства?

В заключение можно привести два решения:

1) Апелляционное определение Московского областного суда от 01.11.2017 по делу N 33-33572/2017

2) Апелляционное определение Московского городского суда от 30.01.2018 по делу N 33-3840/2018

В обоих случаях один ответчик, один предмет иска – удержание излишнего НДФЛ с выходного пособия (компенсационной выплаты) при увольнении по соглашению сторон. При этом вынесены прямо противоположенные решения судов, что подтверждает правовую неопределенность в рассматриваемом вопросе, существующую и после решения Верховного суда.

Как в справке 2-НДФЛ отражать доходы, которые не облагаются налогом в пределах установленных нормативов (матпомощь, выходное пособие и т.п.)

Доходы отражайте полностью, а не облагаемую налогом часть указывайте в графе «Сумма вычета».

Порядок заполнения справки 2-НДФЛ, утвержденный приказом ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485, не обязывает указывать в справке доходы, которые налогом не облагаются. Отсутствие таких требований позволяет сделать вывод, что в справке достаточно отразить только сумму доходов, которая превышает норматив.

Например, организация выплатила сотруднику матпомощь в размере 5000 руб. Из этой суммы 4000 руб. не облагается налогом (п. 28 ст. 217 НК РФ). В такой ситуации в разделе 3 формы 2-НДФЛ в графе «Сумма дохода» можно отразить только 1000 руб., а в графе «Сумма вычета» не указывать ничего. Формально заполненная таким образом справка не искажает налоговую базу по НДФЛ, и санкции налоговому агенту в этом случае не грозят. Однако такой подход все же нежелателен, и вот почему.

Помимо налоговой инспекции, справка 2-НДФЛ выдается на руки сотруднику, в отношении которого она заполнена, по его запросу (п. 3 ст. 230 НК РФ). А он может использовать ее в различных целях. Например, на основании сведений из справки заполняется декларация по форме 3-НДФЛ.

Справка может понадобиться для подтверждения доходов при получении кредита в банке или визы при выезде за границу. С этой точки зрения указание в справке 2-НДФЛ только облагаемых выплат не будет отражать реальную сумму доходов, полученных сотрудником.

Более того, вполне вероятна ситуация, когда в течение года человек получит матпомощь сначала у одного работодателя (например, 5000 руб.), а затем – у другого. При увольнении ему выдадут справку 2-НДФЛ, в которой будет указана матпомощь в размере 1000 руб. (5000 руб. – 4000 руб.). Устроившись на другую работу, он может получить матпомощь повторно. Предположим, снова в размере 5000 руб. По закону в такой ситуации сотрудник должен уплатить НДФЛ с дохода 6000 руб. (5000 руб. + 5000 руб. – 4000 руб.). Однако из-за отсутствия полной информации в справке 2-НДФЛ от предыдущего работодателя бухгалтер на новом месте работы сотрудника снова не включит в расчет дохода 4000 руб. и удержит НДФЛ только с 1000 руб. В результате налоговая база 2-НДФЛ будет занижена, и если при проведении выездной проверки этот факт вскроется, организации грозит не только доначисление налога, но также пени и штраф по статье 123 Налогового кодекса РФ.

Чтобы избежать возможных конфликтов, сведения о выплате нормируемых доходов в справке 2-НДФЛ лучше указывать в двух графах:

  • в графе «Сумма дохода» – общую сумму выплаты, включая необлагаемую величину;
  • в графе «Сумма вычета» – сумму необлагаемого дохода.

Кроме того, если организация выплачивает нормируемые доходы сотруднику, который устроился в организацию в середине года, с него стоит взять заявление. В нем сотрудник должен указать, что подобных доходов в текущем году он нигде не получал. А если получал – то в какой сумме. При наличии такого заявления можно не облагать НДФЛ льготируемые выплаты в пределах 4000 руб. Ответственность за достоверность сведений о доходе, указанных в этом заявлении, будет нести сам сотрудник.

Пример отражения в справке по форме 2-НДФЛ доходов, которые освобождаются от налогообложения в пределах установленных нормативов

А.С. Кондратьев в марте получил от своей организации материальную помощь в сумме 10 000 руб. Такие доходы не облагаются НДФЛ в пределах 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). В июле Кондратьев уволился, при этом получив компенсацию в размере 8000 руб. Так как сумма компенсации не превышает трехкратный размер среднего месячного заработка Кондратьева, то НДФЛ такая выплата также не облагается (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ). На руки Кондратьев получил справку 2-НДФЛ, в разделе 3 которой бухгалтер указал:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector