В этом году при переезде на работу в сельские

В этом году при переезде на работу в сельские

Установлен льготный режим работы для женщин в сельской местности

Установлен льготный режим работы для женщин в сельской местности

Законодатели решили ввести для женщин, работающих на селе, облегченный режим работы сельских женщин. Конечно, они нуждаются в подобных социальных гарантиях, хотя трудно сказать, насколько действенной окажется новая норма. Она установлена Федеральным законом от 12.11.2019 № 372‑ФЗ, который опубликован на портале www.pravo.gov.ru 15.11.2019 и вступил в силу с 23.11.2019.

Новая старая льгота.

Согласно ст. 91 ТК РФ рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

В общем случае нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Хотя для определенных групп работников ТК РФ предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени (ст. 92) или по соглашению сторон может быть установлено неполное рабочее время, в том числе в виде неполной рабочей недели (ст. 93).

До сих пор в ТК РФ ничего не говорилось о сокращенном рабочем времени для сельских работников как об обязательной норме.

При этом исходя из п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3‑1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» в отношении женщин, работающих в сельской местности, с 01.01.1991 была установлена 36‑часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. Указывалось, что заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы, которая на момент принятия документа составляла 41 час.

К сведению:

Согласно ст. 423 ТК РФ до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие ТК РФ законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014‑1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ.

Это касается и Постановления Верховного Совета РСФСР № 298/3‑1. Данный документ также предусматривает для женщин, работающих в сельской местности, следующие льготы:

  • продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней (в настоящее время полностью соответствует минимальной продолжительности ежегодного основного отпуска для всех категорий работников – ст. 115 ТК РФ);
  • один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы;
  • пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50 % на каждого последующего;
  • повышенная на 30 % оплата труда женщин на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов) (такое разделение рабочего дня производится в соответствии со ст. 105 ТК РФ);
  • беременным женщинам и кормящим матерям бесплатная выдача продуктов питания, производимых хозяйством (нормы выдачи устанавливаются трудовым коллективом).

Таким образом, работодатели и ранее должны были выполнять требование, предусмотренное п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1, оно никогда не отменялось [1] .

Отметим, что согласно п. 3 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.01.1991 № 522/1 при повременной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36‑часовую рабочую неделю, а также доплата за сокращенное рабочее время должны были производиться в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами, предусмотренными по данной работе (должности) при нормальной продолжительности рабочего времени, с учетом установленных постоянных надбавок, доплат и премий, не носящих единовременного характера.

При сдельной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36‑часовую рабочую неделю следовало производить исходя из действующих сдельных расценок, доплат и премий, не носящих единовременного характера, с доплатой за сокращенное рабочее время, исходя из фактического часового среднего заработка последних двух календарных месяцев.

Сдельная заработная плата могла также начисляться по сдельным расценкам, рассчитанным по тарифным ставкам, нормам выработки (производства), пересмотренным с учетом сокращенного рабочего времени.

На непрерывно действующих предприятиях и производствах, а также на предприятиях и производствах, работающих в сменном режиме, где по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, по желанию работницы допускалось по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия введение суммированного учета рабочего времени.

Эти разъяснения касались именно применения п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1.

Необходимость дополнить Трудовой кодекс.

Поскольку данная норма была дополнительной к положениям ТК РФ, многие работодатели о ней «забывали». Законодатели это учли, как и то, что формально она противоречила ст. 91 ТК РФ.

Необходимо также помнить о так называемой регуляторной
гильотине, которую сейчас активно применяет Правительство РФ. Благодаря этой процедуре скопом отменяются многие нормативные акты советского периода, часто необоснованно не получающие дублирования в российском законодательстве.

Поэтому Федеральным законом от 12.11.2019 № 372‑ФЗ пре­дусмотрено следующее: в ТК РФ введена новая ст. 263.1 под названием «Дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности».

Она гласит, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (40 часов).

Отличие новой нормы от советского нормативного документа в том, что теперь она применяется работодателями не автоматически, а в отношении только тех женщин, которые захотят воспользоваться данным предоставленным им правом.

Фактически получается, что с 23.11.2019 работодатель на селе может не предоставлять своим работницам сокращенную продолжительность рабочего времени, если от конкретной работницы нет заявления об этом.

Это выглядит несколько странным шагом (возможно, ошибкой) со стороны законодателей, ведь для категорий работников, перечисленных в ст. 92 ТК РФ установление сокращенной продолжительности рабочего времени является безусловным и не требует от них проявления какого‑либо волеизъявления.

И если до 23.11.2019, когда работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для работниц в сельской местности, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежала оплате по правилам, предусмотренным ст. 152 ТК РФ для оплаты сверхурочной работы [2] , то теперь основания для применения этой статьи возникают только в ситуации, если за пределами 36‑часовой продолжительности рабочего времени трудится женщина, написавшая заявление о предоставлении ей такой сокращенной рабочей недели.

О разделении рабочего дня на части.

В таком же направлении, попав в новую ст. 263.1 ТК РФ, «эволюционировала» и другая льгота, которая до сих пор была предусмотрена п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1. Теперь установлено, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части.

Иными словами, мало того, что и в таком случае для применения льготы необходимо заявление от работницы, хотя ранее эта льгота должна была предоставляться обязательно. Здесь исчезло и указание на то, в каком минимальном размере должно производиться данное повышение. То есть работодатель ничего не нарушит, если вместо 30 %-го повышения ограничится, например, 1 %-м. (Хотя, возможно, автор утрирует.)

Правда, в ст. 2 Федерального закона № 372‑ФЗ сказано, что размер повышения оплаты труда, установленный в соответствии с абз. 4 ст. 263.1 ТК РФ (в котором и говорится об установлении оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части), не может быть снижен по сравнению с размером повышения оплаты труда, установленным на день вступления в силу данного закона. Указанное, видимо, надо понимать так, что тем работницам, которым уже установлено 30 %-е повышение, следует сохранить его (впрочем, не ясно – то ли в процентах к основному заработку, то ли в абсолютном размере, то есть в рублях). А вот новым работницам, чей рабочий день делится на части после 23.11.2019, [3] можно установить и процент поменьше, работодатели могут не сомневаться.

Обратите внимание:

В новой ст. 263.1 НК РФ говорится еще и о том, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы.

Эта норма (она применялась при наличии заявления от работницы) практически без изменения перекочевала из ч. 2 ст. 262 ТК РФ, которая теперь утратила силу.

Проживать или работать в сельской местности?

Новая статья ТК РФ вызывает и другие вопросы. Например, не ясно, имеет ли право на названные льготы женщина, работающая в сельской местности, но проживающая за ее пределами. Хотя при буквальном прочтении, по нашему мнению, такая работница имеет названное право. То есть ключевым следует считать нахождение рабочего места именно в сельской местности, само же предприятие может быть зарегистрировано в городе.

Не разъясняется также, что вообще надлежит относить к сельской местности.

В отношении Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1 в Письме Госкомэкономики РСФСР от 12.12.1990 № 19‑117 указывалось, что к сельским населенным пунктам относятся все населенные пункты, кроме городов республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочих, курортных и дачных поселков, в соответствии с Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.08.1982 «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».

Очевидно, что к ТК РФ это письмо не может применяться, да и административно-территориальное деление теперь существенно другое. Но понятие сельской местности можно найти в Распоряжении Правительства РФ от 02.02.2015 № 151‑р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года». Там указывается, что в целях данного распоряжения сельская местность – это совокупность сельских населенных пунктов.

В свою очередь, согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [4] сельские населенные пункты – это поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, отнесенные независимо от количества проживающих в них людей к сельским населенным пунктам административно-территориальным делением, установленным в субъектах РФ.

По нашему мнению, данные определения вполне применимы в целях ст. 263.1 ТК РФ.

Добавим, что в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» есть термин «сельское поселение» – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Работа по всем ли должностям дает право на сокращение рабочего времени?

И еще один вопрос: на все ли должности распространяется ст. 263.1 ТК РФ? Касается ли она, например, административно-управленческого персонала, работающего в сельской местности?

Здесь возможен утвердительный ответ – с опорой на одно из разъяснений в отношении применения Постановления Верховного Совета РСФСР № 293/3‑1.

Так, в Письме Минздравсоцразвития России от 05.09.2007 № 2699‑17 указывалось, что возможно применение даже в отношении женщин, замещающих должности государственной гражданской службы, п. 1.2 и 1.3 названного постановления, если эти женщины работают в органах государственного управления, расположенных в сельских местностях.

[1] См. Определение КС РФ от 03.02.2010 № 149‑О-О.

[2] См. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1.

[3] При этом теперь никак не регулируется продолжительность перерыва при таком разделении.

Сохранение надбавки к пенсии за сельский стаж при переезде в город

С 1 января 2022 года вступит в силу закон о сохранении сельской надбавки к пенсии при смене места жительства пенсионера — при переезде из села в город. Поправки в законодательство внесли во исполнение поручения Президента РФ № Пр-457. Подготовкой документа занимались депутаты Неверов, Исаев, Терентьев, а также сенаторы Турчак, Святенко и Львова-Белова. После вступления в силу соответствующего закона пенсионеры, имеющие 30 лет стажа работы в сельском хозяйстве и переехавшие жить в город, смогут получать надбавку к пенсии в размере 25% от величины фиксированной выплаты.

Поручение Президента о надбавке к пенсии за сельский стаж

25 марта 2021 года Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений Пр-457 по итогам его встречи с руководителями думских фракций, прошедшей 17 февраля 2021 г. Одно из поручений касается сохранения сельской доплаты к пенсии при выезде пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительство (в город).

Срок исполнения этого поручения — 1 мая 2021 года. Ответственным за рассмотрением вопроса и принятие решения назначены глава Правительства М. Мишустин и спикер Госдумы В. Володин. Текст поручения Президента представлен ниже:

Поручение Президента о надбавке за сельский стаж пенсионерам, проживающим в городе

Поручение Президента о сохранении сельской доплаты к пенсии при переезде в город

Закон о сохранении доплаты к пенсии сельхозработникам

Поправки в закон, предусматривающие назначение доплаты к пенсии за сельский стаж пенсионерам, переехавшим жить в город, принимались в рамках законопроекта 1075528-7. Он содержит целый комплекс изменений пенсионного законодательства (об автоматическом назначении социальной доплаты к пенсии, пенсий по инвалидности и так далее), и поправка о сельской надбавке была добавлена к этому проекту закона.

Напомним, что надбавка к пенсии назначается при наличии 30 лет стажа в сельском хозяйстве по профессии, включенной в утвержденный Правительством список. Повышение касается неработающих получателей страховой пенсии по старости или инвалидности.

По действующему до этого законодательству получать такую доплату можно было только при проживании в сельской местности, а при переезде пенсионера в город выплата отменялась. После вступления в силу закона, то есть с 1 января 2022 года, получать выплату можно будет независимо от места проживания пенсионера.

По расчетам парламентариев, изменения коснутся почти 1,7 млн человек. Расходы федерального бюджета на реализацию закона составят 32,49 млрд руб. в год.

Рассмотрение и вступление в силу закона

18 мая 2021 г. проект одобрили в заключительном третьем чтении в ГД. Уже 19 мая было получено одобрение Совета Федерации, а 26 мая закон № 153-ФЗ был подписан Президентом В. Путиным.

В тексте законопроекта указана конкретная дата вступления в силу изменений. Закон вступит в силу с 1 января 2022 года, поэтому и право на получение сельской доплаты пенсионеры получат после этой даты. Кроме того, в тексте закона указано, что перерасчет и установление надбавки будет произведен в автоматическом режиме.

Будет ли перерасчет пенсии тем, кто ранее не получал доплату

В связи с предложенными изменениями многих стал интересовать ответ на вопрос — а будут ли пересчитывать пенсию за прошедшие периоды тем, кто имел достаточный сельский стаж, но проживал в городе и не получал надбавку. Напомним, что надбавку начали выплачивать еще с 1 января 2019 года, то есть сельские жители получают ее уже более 2-х лет.

Отвечаем. В тексте подписанного закона не говорится о перерасчете пенсии за уже прошедшие периоды. Поэтому право на получение доплаты возникнет с даты вступления документа в законную силу, а надбавки за пропущенные периоды начислены не будут.

Был городской, стал сельский — как государство поощряет «переезд» бюджетников в село?

Отток населения из сел и деревень России начался уже давно. Первые признаки того, что в будущем снижение количества людей, живущих в сельской местности, станет проблемой, появились еще в начале двухтысячных годов. Сейчас в некоторых регионах ситуация достигла критических показателей.

Отток населения из сельской местности – это в первую очередь потеря трудовых кадров. Села и деревни Российской Федерации остро нуждаются в работниках. В первую очередь речь идет о государственных учреждениях. Сельской местности практически любого региона РФ необходимы медицинские работники, учителя, полицейские и т.д.

Чтобы хоть как-то попытаться решить проблему отсутствия у граждан желания работать в деревнях Правительство РФ вводит различные программы переселения, предоставляющие определенные льготы тем гражданам, которые решатся сменить свое место жительства с города на село.

«Молодой специалист на селе»

Программа рассчитана на граждан в возрасте до 35-ти лет. Принять участие в ней могут лица, удовлетворяющие следующие условия:

  • наличие диплома о получении высшего образования;
  • отсутствие в собственности жилого недвижимого имущества;
  • факт состояния на учете в очереди на улучшение условий проживания;
  • готовность переехать в село или в деревню на срок не менее в пять лет;
  • обязательство трудоустройства по специальности.
  • «подъемную» денежную выплату на сумму от 30 до 60 тыс. руб. в зависимости от региона;
  • субсидию на оплату стоимости квартиры или частного дома (70% от цены объекта) – фактически это не субсидия, а льготный кредит на сумму до 2 млн. 145 тыс. руб., выдающийся на 10 лет под низкую процентную ставку в 5%.

«Повышение трудовой мобильности»

«Бюджетники» могут рассчитываться на получение единовременного пособия от государства при переезде в сельскую местность определенных регионов. Выплачивается:

  1. 1 млн. руб. – при переезде в Камчатский край, Сахалинскую обл., Хабаровский край, Амурскую обл., Магаданскую обл., Приморский край., Чукотский Автономный округ.
  2. 225 тыс. руб. – при переезде в Красноярский край, Липецкую обл., Пермский край, Вологодскую обл., Архангельскую обл., Ульяновскую обл., Калужскую обл., Новосибирскую обл., Тамбовскую обл.

Также государство предлагает:

  • компенсацию затрат на переезд;
  • предоставление бесплатного жилья;
  • возможность получения дополнительного образования бесплатно;
  • надбавку к базовой заработной плате.

Подать заявку на участие в программе может абсолютно каждый гражданин. Все претенденты отбираются в порядке конкурса.

«Земский учитель»

Новая программа, которая начала действовать только в начале 2021 года. Она подразумевает предоставление льгот педагогам, которые готовы переехать в сельскую местность для работы учителями в школах и преподавателям в средне-профессиональных образовательных учреждениях.

Государство предлагает каждому согласившемуся субсидию на сумму в 1 млн. руб. Эти денежные средства не облагаются налогами. Их можно потратить на жилье, а именно:

  • приобретение квартиры или дома;
  • покупка строительных материалов для возведения частного дома;
  • оплата ипотечного кредита.
  • возраст – до 55 лет;
  • наличие педагогического образования;
  • обязательство работать по специальности в селе как минимум в течение 5-ти лет.

Переехать по программе можно абсолютно в любой субъекта РФ. Есть только два ограничения: населенный пункт должен иметь численность постоянных жителей не более 50 тыс. чел. и в нем должно располагаться образовательное учреждение, нуждающиеся в должности преподавателя по специальности участника программы.

Сельским работникам предложили сохранить надбавку к пенсии при переезде в город

Сельским работникам предложили сохранить надбавку к пенсии при переезде в город

Алтайское краевое Законодательное собрание внесло в Госдуму законопроект о сохранении повышенной выплаты к страховой пенсии по старости за сельскими работниками, переехавшими на новое место жительство. Документ опубликован в понедельник в электронной базе данных нижней палаты парламента.

Проектом предлагается внести изменения в статью 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В настоящее время за работу в сельском хозяйстве продолжительностью не менее 30 лет полагается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в размере 25% от суммы, однако только в случае, если гражданин продолжает проживать в сельской местности. При выезде на новое место жительства за пределы села данное повышение не устанавливается.

«Указанные лица значительно перевыполнили требования к страховому стажу и осуществляли трудовую деятельность в тяжелых условиях, поэтому лишение граждан, не проживающих в сельской местности, но имеющих значительный стаж работы в сельском хозяйстве, названной надбавки к их страховой пенсии не отвечает принципам социальной справедливости и ставит в неравное положение лиц, одинаково трудившихся в тяжелых условиях. Факт длительной работы в сельском хозяйстве сам по себе уже является самостоятельным и достаточным основанием для получения надбавки к страховой пенсии», — говорится в пояснительной записке.

Областные депутаты также отметили, что лица, имеющие большой стаж в сельском хозяйстве, нередко переезжают на новое место жительства вследствие преклонного возраста в связи с состоянием здоровья и необходимостью получения ухода со стороны близких. Кроме того, не исключены случаи лишения указанной надбавки по независящим от граждан обстоятельствам — в результате преобразования сельских населенных пунктов в городские.

«В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в части 11, 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», предусматривающие право лиц, отвечающих установленным законом критериям, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности вне зависимости от их проживания в сельской местности», — говорится в документе.

Читайте также  Оформление свидетельство о расторжении брака через

По оценке алатайского Заксобрания, на сегодняшнеий день число потенциальных получателей указанной надбавки к пенсии составляет более 1,2 млн человек, из них около 364,7 тыс. граждан лишены такого права. С 1 января 2020 года величина фиксированной выплаты составила порядка 6 044 руб. Для сельских пенсионеров, получающих выплаты по старости или инвалидности, с 1 января 2021 года страховая пенсия проиндексирована на 1511,12 руб.

Ожидается, что в случае принятия законопроект вступит в силу с 1 января 2022 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector