Выплаты присяжным заседателям за участие

Выплаты присяжным заседателям за участие

В России расширяется компетенция суда присяжных

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Суд присяжных в России с 1 июня существенно расширяет свою компетенцию — вступил в силу инициированный президентом России закон о поправках в УПК.

Он включает три основные новеллы — возможность рассмотрения дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, возможность рассмотрения дел присяжными в отношении женщин, а также мужчин старше 65 лет (ранее они не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы), а также расширяет число статей УК, дела по которым могут рассматривать присяжные.

Суд присяжных в районных судах

В связи с распространением суда присяжных на районные и гарнизонные суды дополнительно к подсудности присяжных отнесены уголовные дела по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего).

Кроме того, как пояснили ТАСС в Верховном суде, возвращена подсудность суду присяжных уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 (убийство с отягчающими обстоятельствами), ч. 5 ст. 228.1 (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупном размере), ч. 4 ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств организованной группой, либо в особо крупном размере, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа) и ст. 357 УК РФ (геноцид), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы.

Эти уголовные дела будет рассматривать суд в составе судьи районного или гарнизонного военного суда и коллегии из шести присяжных заседателей (и двух запасных).

К подсудности уголовных дел суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет. Но изменится состав этого суда — он будет состоять из судьи областного или приравненного в нему суда и коллегии из восьми присяжных заседателей (ранее — из 12 заседателей).

Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет.

Реформа суда присяжных

Последнее десятилетие компетенция суда присяжных в России сокращалась. В конце 2008 года из нее были исключены дела по девяти составам УК — теракт, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования, массовые беспорядки, госизмена, шпионаж, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, в конце 2010 года — уголовные дела, содержащие сведения о гостайне, и уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Госдумы и судей.

В декабре 2015 года Владимир Путин поддержал предложение, озвученное в ходе встречи с уполномоченными по правам человека и членами Совета по правам человека, расширить роли института суда присяжных и инициировал законопроект поправок в УПК.

Масштаб реформы

По оценке экспертов, число рассматриваемых с участием присяжных дел может увеличиться в 70 раз — до 15 тыс. в год. В первую очередь — за счет отнесения к компетенции присяжных дел по ч. 1 ст. 105 (убийство без отягчающих обстоятельств) и ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего). Ежегодно по ч. 1 ст. 105 выносятся приговоры в отношении 6–7 тыс. подсудимых, по ч. 4 ст. 111 — в отношении 5–6 тыс. Теперь они имеют право ходатайствовать о рассмотрении их дел судами присяжных.

Для реализации права на суд присяжных в районных и гарнизонных судах было оборудовано 2,3 тыс. залов, включая совещательные комнаты и видеонаблюдение на пути к ним, чтобы обезопасить присяжных от возможного воздействия со стороны других участников процесса. Подготовку к новой форме работы прошли почти 7 тыс. судей и почти 9 тыс. работников аппаратов судов, Генеральная прокуратура организовала образовательные семинары для гособвинителей во всех федеральных округах.

Право на суд присяжных

Как пояснили ТАСС в Верховном суде России, «возможность подачи ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных лицами, обвиняемыми в совершении преступлений, уголовные дела по которым с 1 июня 2018 года станут подсудны этому суду, будет зависеть от того, на какой стадии будет находиться в этот момент производство по делу. До назначения уголовного дела судом к рассмотрению обвиняемые будут вправе подать такое ходатайство». УПК РФ предусматривает возможность апелляционного и кассационного обжалования решений, вынесенных судом с участием присяжных заседателей, с определенными ограничениями, установленными в законе.

С учетом сокращения коллегии присяжных для обвинительного вердикта в районном суде (с коллегией из шести присяжных) нужно не менее трех голосов присяжных, проголосовавших за виновность подсудимого.

Последние годы суды присяжных продемонстрировали, что они чаще выносят оправдательные приговоры, чем при рассмотрении дел в обычном порядке. В 2017 году из 318 тыс. подсудимых, чьи дела рассматривались судом в общем порядке, были осуждены 67% (212 тыс.), 0,9% (2,9 тыс.) оправданы, в отношении 1,2% (3,9 тыс.) дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, в отношении 28% (90 тыс.) — по нереабилитирующим. 11% (23 тыс.) суды смягчили обвинение. С учетом дел, рассмотренных в особом порядке, в 2017 году были оправданы 0,3% подсудимых.

После вердиктов присяжных в 2017 году осуждены 446 человек, 52 (10%) оправданы.

За последние 10 лет (2008–2017) суды присяжных рассмотрели 4139 уголовных дел. По их вердиктам 7680 человек (83%) были осуждены, 1544 (16%) — оправданы.

Кандидаты в присяжные

На формирование списков кандидатов в присяжные на 2018 год из бюджета регионам были выделены субвенции в 517 млн рублей. Как сообщили ТАСС в судебном департаменте при Верховном суде РФ, необходимое число кандидатов в присяжные для работы в областных и районных судах региональным властям представляют председатели высших региональных судов. Если численность населения в муниципальных районах недостаточна, регионы вправе создать судебный округ из нескольких муниципальных образований с единым списком кандидатов для нескольких судов.

По данным судебного департамента, по информации, поступившей из регионов, включению в списки кандидатов в присяжные в 2018 году подлежат 5 млн 937,6 тыс. человек. 16 регионов попросили дополнительное финансирование на составление списков. Как ранее разъяснил Верховный суд, для формирования коллегии присяжных в областном суде подлежат вызову в суд не менее 14 кандидатов, в районном и гарнизонном суде — не менее 12 кандидатов.

Оплата труда присяжных

Присяжными могут быть граждане, постоянно проживающие в этом районе, в возрасте старше 25 лет, не имеющие непогашенную судимость, не признанные недееспособными, не состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. К работе присяжными не допускаются подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, либо имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении дела. Гражданин вправе отказаться быть присяжным в возрасте старше 65 лет, либо по состоянию здоровья, либо если он является госслужащим, военнослужащим или священнослужителем. В течение пяти лет после увольнения со службы могут отказаться выступать присяжными судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, судебные приставы, частные детективы, сотрудники ФСБ, ФСО, СВР, МВД, ФСИН и таможни. Кандидатов в присяжные могут вызывать в суд один раз в год.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей суд выплачивает ему компенсационное вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного по месту его основной работы. Кроме того, присяжному возмещаются расходы на проезд в суд и обратно и проживание в гостинице.

Выплаты присяжным заседателям за участие

Arms

Седьмой кассационный суд
общей юрисдикции

Режим работы суда

Перерыв на обед

КАРТА ОКУРГА

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации в целях укрепления и развития демократических основ уголовного судопроизводства был разработан и 23 июня 2016 г. принят пакет законов (Федеральный закон № «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный закон № «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей», Федеральный закон № «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя») о расширении применения института присяжных заседателей за счет его введения с 1 июня 2018 г. в районных судах и гарнизонных военных судах.

Основой существования института присяжных заседателей является Конституция Российской Федерации, положениями которой установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (часть 4 статьи 123 Конституции РФ), а также закреплено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 2 статьи 47 Конституции РФ).

В статье 1 Федерального закона от № «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах, за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

Присяжным заседателем является лицо, привлеченное в установленном кодексом Российской Федерации порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта (пункт 30 статьи 5 кодекса РФ).

В соответствии с установленными статьей 3 Федерального закона от № «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» требованиями, присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

  • не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
  • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
  • признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
  • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

  • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
  • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
  • имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Согласно статье 8 Федерального конституционного закона от № «О судебной системе Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 кодекса Российской Федерации.

Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за правонарушения и преступления, посягающие на институты государственной власти и против правосудия.

Законодательство, нормативные правовые акты, документы и извлечения:

Предлагается закрепить порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения

Минюст России опубликовал для общественного обсуждения законопроект, которым предлагается определить, что порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения устанавливается правительством.

Согласно пояснительной записке в 2017–2019 гг. установлено длительное (от 1 до 5 месяцев) перечисление присяжным заседателям компенсационных вознаграждений. Отмечается, что на основании ст. 11 Закона о присяжных заседателях за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

При этом порядок выплаты компенсационного вознаграждения, в том числе срок, законодательством не установлены. В то же время нормы ТК РФ не предусматривают обязанность работодателя сохранять за работником на период исполнения обязанностей присяжного заседателя его заработок, возлагая обязанность по обеспечению работника соответствующей компенсацией на государственные органы.

В связи с этим, законопроектом предлагается внести в ст. 11 Закона о присяжных заседателях изменение, в соответствии с которым порядок выплаты присяжным заседателям компенсационного вознаграждения устанавливается правительством.

Отмечается, что аналогичным образом урегулирован порядок оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей (Постановление Правительства от 14 апреля 2020 г. № 504 «Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей»).

В комментарии «АГ» председатель МКА «Миронов, Кудрявцев и партнеры» Иван Миронов указал, что, помимо прочего, с принятием такого закона будут установлены твердые сроки получения денежных выплат «народными судьями». «В настоящее время присяжным заседателям в период исполнения ими судебных функций суд выплачивает компенсационное вознаграждение за счет бюджетных средств, также возмещаются все командировочные и транспортные расходы. При этом порядок выплаты вознаграждения, как и сроки платы за труд присяжных, законом не определены. В результате, как показывает практика, присяжные по полгода вынуждены добиваться причитающихся им по закону денежных компенсаций. Более того, положения трудового законодательства не обязывают работодателя сохранять за работником его заработок на период исполнения полномочий присяжного», – отметил он.

Иван Миронов посчитал, что нормы о порядке выплат присяжным компенсационного вознаграждения, защите их гражданских и трудовых прав должны быть четко сформулированными и исключать какое-либо двоякое толкование, поскольку именно на суды присяжных сегодня в России возлагается огромная надежда: процент вынесенных ими оправдательных приговоров весьма существенен. За 2019–2020 гг. (с учетом коронавирусной пандемии) присяжные оправдали более четверти подсудимых.

Адвокат, управляющий партнер АБ «FORTIS» Вячеслав Земчихин указал, что в России законопроекты разрабатываются и вносятся на рассмотрение только тогда, когда сфера общественных отношений дает сбой, что свидетельствует о низком качестве законотворческой деятельности. «Этот случай – не исключение. Когда стало очевидно, что присяжные не получают вознаграждение до полугода, стало понятно, что в этой сфере пора навести порядок. Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Мало предусмотреть срок выплат. Очень важно зафиксировать четкий механизм, который будет иллюстрировать, скажем так, нестандартные случаи. Например, часто случаются неявки присяжных заседателей в процесс. Остальные присяжные при этом в процесс приходят. Будет ли оплачиваться им потраченное время? Ведь на свое основное место работы они в этот день не вышли. Что делать, когда присяжный заболел? Кто будет оплачивать ему это время? В любом случае он в этот период времени находится в статусе присяжного. Как будет выстроена система обмена информацией между финансовой службой суда и секретарем судебного заседания? Каковы будут обязанности секретаря судебного заседания или помощника судьи по предоставлению информации финансовой службе суда? Ответы на эти и многие другие вопросы должны содержаться в законопроекте», – подчеркнул адвокат.

Стоит ли идти в присяжные заседатели? Вознаграждение, штраф за неявку.

Что получает присяжный заседатель за участие в рассмотрении дела?

Что будет, если присяжный заседатель не явится по вызову суда?

Практика показала, что явка кандидатов в присяжные заседатели просто невероятно мала.

В первое судебное заседание в Челябинской области, которое проходило в Копейском городском суде Челябинской области, явился лишь 1 кандидат из 40 приглашенных.

На мой взгляд, такая ситуация происходит из-за непонимания гражданами всех привилегий, которые дает им статус присяжного заседателя.

Примечание: Начиная работать над настоящей публикацией, я хотел побудить граждан к исполнению обязанностей присяжных заседателей, однако в ходе подготовки материала, обнаружил, что те обещания, которые дает государство присяжным заседателям выглядят красиво лишь в тексте закона.

Предлагаю обратить внимание на основные обстоятельства, которые должны побудить наших граждан к исполнению этой, без сомнения, почетной обязанности

Работа присяжного заседателя оплачивается

За все время исполнения обязанностей присяжного заседателя ему выплачивается компенсационное вознаграждение за счет средств федерального бюджета в размере 50% от должностного оклада судьи соответствующего суда пропорционально числу дней участия в рассмотрении дела.

Заманчиво не правда ли?

Но давайте разберемся так ли это на самом деле, ведь система материального обеспечения судей зависит от оклада лишь в очень незначительной части.

К сожалению, оклад судьи районного (городского) суда утверждается не в твердой форме, а в процентном соотношении и составляет 67% от оклада Председателя Верховного суда, который, в свою очередь, составляет 98% от оклада Председателя Конституционного суда, который утвержден в твердой форме в размере 32752 рублей.

Примечание: Помимо должностного оклада, судьи получают ежемесячное денежное поощрение в размере нескольких должностных окладов, а также различные ежемесячные доплаты (в т.ч. за выслугу лет, наличие ученых степеней и званий), однако присяжным заседателям не приходится рассчитывать на подобную щедрость со стороны государства.

Учитывая изложенное, можно посчитать, что должностной оклад Председателя Верховного суда РФ составит 32096,96 рублей, а судья районного (городского) суда получит оклад лишь в 21504,96 рублей.

При этом, присяжный заседатель получает лишь половину от этого оклада, то есть 10752,48 рублей.

Но и это еще не все, указанную сумму, следует разделить на количество дней в месяце и умножить на количество дней участия.

Учитывая, что по общему правилу присяжный избирается 10 дней (это срок может быть продлен до окончания рассмотрения дела), то за весь срок своих полномочий он получит примерно 3584 рубля, а районный коэффициент позволит увеличить эту сумму примерно на 600 рублей.

Ситуацию может спасти только то, что размер материального вознаграждения присяжного не может быть менее его среднего заработка по месту его основной работы и если по основному месту работы присяжный зарабатывает больше вышеуказанной суммы, то в случае предоставления подтверждающих документов, его вознаграждение будет пересчитано исходя из его среднего заработка по основному месту работы.

Присяжный заседатель получает законный выходной по основному месту работы

На период выполнения обязанностей присяжного заседателя ему предоставляется законный выходной и за ним сохраняются все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. За исключением заработной платы.

Работодатель не обязан оплачивать указанный период, поскольку он оплачивается за счет средств федерального бюджета.

Но даже эта гарантия актуальна только для тех граждан, чьи работодатели строго соблюдают трудовое законодательство.

Если же работодатель сочтет необходимым вас уволить за прогул, то защищать свои права придется самостоятельно, путем обжалования незаконного увольнения.

Скорее всего, такой судебный процесс вы выиграете, но стоит ли игра свеч?

В тоже время, если вы работаете на основании гражданско-правового договора, то никакого выходного вы не получите и будете самостоятельно отвечать за невыполнение условий соглашения.

За неявку присяжного заседателя без уважительных причин назначается штраф

Действующее законодательство предусматривает, что в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства их процессуальных обязанностей на них может быть наложено денежное взыскание в размере 2500 рублей.

Денежное взыскание налагается судом, рассматривающим дело, о чем выносится мотивированное постановление.

Примечание: Закон не ограничивает количество взысканий, налагаемых на одно лицо, т.е. взыскание может налагаться за каждый случай неявки.

Свою публикацию я начал с примера, в котором, 39 кандидатов в присяжные заседатели из 40 проигнорировали вызов суда.

При этом, наложение денежного взыскание является лишь правом, но не обязанностью судьи.

Как думаете, сколько судей будут реально брать на себя нагрузку по вынесению 39 постановлений (пусть и незначительно отличающихся друг от друга)?

А ведь эти постановления нужно еще исполнить силами судебных приставов-исполнителей!

И напомню, что мой пример касался лишь первого судебного заседания и как долго это будет повторяться и сколько еще кандидатов проигнорируют вызов суда трудно себе представить.

Идем в присяжные?

Думаю, что коллегии присяжных заседателей будут формироваться в основном из пенсионеров и безработных, поскольку размер денежного вознаграждения присяжного заседателя не представляет никакого интереса для работающих граждан, а штраф за неявку составляет не столь значительную сумму и вероятность его назначения стремиться к нулю.

А учитывая предстоящее повышение пенсионного возраста (до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин), то и пенсионеров в качестве присяжных заседателей мы будет видеть все реже, поскольку лица, достигшие 65 летнего возраста, исключаются из списков присяжных заседателей.

Читайте также  Стипендия при потере кормильца

Конечно, есть категория правосознательных граждан, которые будут добросовестно исполнять свой гражданский долг, однако не думаю, что они будут составлять существенную часть кандидатов в присяжные заседатели.

Так стоит ли идти в присяжные?

Как адвокат, я заинтересован я надлежащей явке присяжных заседателей и обращаю ваше внимание на необходимость исполнения гражданского долга, а выводы вы можете сделать и сами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector