Закон о банкротстве физических лиц 2022 и 2022 года

Закон о банкротстве физических лиц 2022 и 2022 года

С 1 сентября граждане смогут признаваться банкротами во внесудебном порядке

Принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина».

В чем суть закона и зачем он нужен?

Законом вводится внесудебный порядок признания гражданина банкротом.

Законодательно закреплённая возможность признания граждан банкротами в судебном порядке появилась с 1 октября 2015 года. Однако, как показала практика, часто рассмотрение дел о банкротстве оказывалось трудоёмкой, малоэффективной и дорогостоящей процедурой. Из-за необходимости оплачивать услуги финансовых управляющих многие, кто оказался в трудном финансовом положении, не смогли ей воспользоваться.

Новый закон призван способствовать снижению нагрузки на суды, а также повышению доступности и эффективности банкротства для граждан.

Какие условия нужны для внесудебного банкротства?

По новым правилам, внесудебно обанкротиться сможет тот, у кого размер денежных обязательств составляет не менее 50 тыс. и не более 500 тыс. рублей. При этом имущественные и финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в расчёт не включаются.

На дату подачи заявления в отношении гражданина:

  • должно быть окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю. Речь идёт о случае, когда у гражданина нет имущества, на которое можно обратить взыскание;
  • не возбуждено другое исполнительное производство после возвращения указанного документа взыскателю.

Заявитель также должен будет представить список всех известных ему кредиторов.

Куда подать заявление о банкротстве?

Заявление о признании себя банкротом во внесудебном порядке гражданин сможет бесплатно подать в МФЦ.

Если все условия для внесудебного банкротства выполнены, информацию о возбуждении этой процедуры МФЦ в течение 3-х рабочих дней внесёт в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Если МФЦ обнаружит в заявлении нестыковки, он вернёт его заявителю с указанием причин. В этом случае гражданин имеет право повторно обратиться с таким заявлением не ранее чем через один месяц со дня возврата. Кроме того, возврат заявления может быть обжалован в арбитражный суд по месту жительства гражданина.

Что произойдет во время банкротства?

Со дня включения в реестр сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства, в частности, произойдет следующее:

  • будет введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за некоторыми исключениями);
  • не будут начисляться неустойки (штрафы, пени) и другие финансовые санкции, а также проценты по большинству обязательств;
  • будут приостановлены имущественные взыскания по исполнительным документам (кроме, например, алиментов).

Во время внесудебного банкротства гражданин не сможет получать займы и кредиты, выдавать поручительства, заключать иные обеспечительные сделки.

Если во время внесудебного банкротства у гражданина существенно улучшится имущественное положение, он должен будет в течение 5 рабочих дней уведомить об этом МФЦ. Несоблюдение этой обязанности позволит кредитору обратиться в суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом.

Закон предусматривает и другие случаи, когда можно будет подать указанное заявление в период внесудебного банкротства. Например, это будет вправе сделать кредитор, не указанный гражданином в списке.

Чем все завершится?

Внесудебное банкротство будет длиться полгода. По завершению процедуры гражданина освободят от дальнейшего исполнения требований кредиторов, перечисленных в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке.

Задолженность гражданина перед названными им кредиторами будет признана безнадёжной.

Упрощенное банкротство физических лиц через МФЦ с 1 сентября 2021-2022

Этого ждали давно. И вот, пожалуйста – с 1 сентября в России заработала процедура упрощенного банкротства физических лиц. Если отвечаешь условиям, можешь подать заявление в МФЦ и стать банкротом без обращения в арбитражный суд. Не нужно тратить сотни тысяч и искать финансового управляющего, процедура заявлена как бесплатная. Главное, чтобы долги были несущественными, и приставы не смогли найти имущества, за счет которого их можно погасить.

Кому подойдет такой вариант? Какие этапы включает процедура, и какие документы потребуются? Что произойдет в итоге? Правовед. RU разобрался, что это такое и как работает.

Упрощенная процедура: в чем суть нововведений?

Упрощенная процедура банкротства физического лица введена с 01.09.2020. Правки внесены законом № 289-ФЗ от 31.07.2020. Теперь Глава X ФЗ «О банкротстве» (№ 127-ФЗ) дополнена § 5 « Внесудебное банкротство гражданина».

Это новая схема списания личных долгов для физлиц. Суть упрощения в том, что избавиться от невыполнимых обязательств перед кредиторами теперь можно без суда и бесплатно. Достаточно просто пойти в МФЦ и написать заявление, а все остальное государство сделает самостоятельно и автоматически. А когда установленный законом срок истечет, гражданина признают банкротом, как будто, он прошел эту процедуру через суд.

Это вкратце. Если же разобраться подробнее, в реальности есть масса нюансов, которые усложняют процесс. Упрощенное банкротство физических лиц в 2020 году на самом деле не такое простое. По большей части из-за условий, которые должны выполняться, чтобы заявление от гражданина приняли в МФЦ.

Кому подойдет упрощенное банкротство?

Вообще, законом предусмотрено три главных условия упрощенной процедуры банкротства, а именно (п. 1 ст. 223.2 закона № 127-ФЗ):

  1. Совокупный размер долгов – от 50 до 500 тыс. рублей. Учитываются все долги, включая те, по которым срок исполнения еще не просрочен, алиментные обязательства, суммы, назначенные в рамках возмещения ущерба и прочие долги.
  2. У должника отсутствует любое имущество, за счет которого можно хотя бы частично погасить обязательства перед кредиторами. Если такое имущество появится в процессе банкротства, должник обязан будет сообщить об этом в МФЦ, и тогда банкротство прекратят. Кроме имущества, естественно, у должника должны отсутствовать и доходы. Наличие, например, даже небольшой зарплаты или пенсии, станет препятствием и не позволит подать на банкротство физического лица через МФЦ.
  3. Все ранее открытые в ФССП исполнительные производства должны быть окончены на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», то есть в связи с тем, что приставам не удалось найти у должника имущества и доходов для погашения за счет него долгов. Если производства открыты или ни один из действующих кредиторов еще не обращался в ФССП, это условие не будет выполнено.

Плюсы и минусы внесудебной процедуры

На первый взгляд, плюсов достаточно много. Тут и предложенный порядок – подать заявление в МФЦ гораздо проще, чем обращаться в арбитражный суд, а отсутствие необходимости в финансовом управляющем экономит минимум 100 тыс. рублей. И бесплатность процедуры – воспользоваться ей смогут все, отсутствие доходов и сбережений больше не станет проблемой для признания банкротства. И сами последствия, которые наступят в результате – все заявленные гражданином долги будут признаны безнадежными и списаны.

В то же время, предусмотренный п. 1 ст. 223.2 закона № 127-ФЗ фильтр условий не позволит воспользоваться процедурой всем, кто в ней нуждается. И это минусы.

Первое, это сумма – всего лишь 500 тыс. рублей. Если общая сумма вашего долга будет уже 510 тыс. рублей, воспользоваться процедурой не получился. А вот по данным НБКИ, число граждан с долгами в диапазоне от 500 000 до 1 000 000 рублей на 01.04.2020 составляло 1,08 млн человек. Никто из них подать заявление на банкротство через МФЦ не сможет.

Второе, это требования по закрытым исполнительным производствам. По логике закона, подать заявление в МФЦ могут лишь те, чьи кредиторы или хотя бы один из них:

  1. Обратились в суд для принудительного взыскания своего долга.
  2. Получили в суде исполнительный лист и направили его в ФССП на принудительное исполнение.
  3. Получили исполнительный лист обратно, так как решение нельзя исполнить из-за того, что не удалось найти никакого имущества.

То есть те должники, чьи кредиторы не подавали исков в суд, или подавали, но вместо принудительного взыскания в ФССП воспользовались возможностью подачи исполнительного листа сразу по месту получения дохода (п. 3 ст. 98 ФЗ № 229) или в банк, воспользоваться упрощенной процедурой банкротства не смогут. Также она будет недоступна и для тех, кто получает какой-нибудь доход. Неважно, пенсию, зарплату или пособие по безработице. Удержания по исполнительным листам из периодического дохода длятся годами и не позволят закрыть исполнительное производство. А если есть производство, внесудебной процедуры не видать.

А даже если производство будет закрыто, уже на следующий день после получения исполнительного листа взыскатель имеет право предъявить его в ФССП снова. Служба обязана на его основании открыть производство повторно и снова проводить исполнительные действия. Получается, должник поставлен в зависимость от поведения кредиторов, взыскателей и приставов. Если кто-то не согласен, есть все инструменты, чтобы препятствовать банкротству физического лица через МФЦ. И это самый главный минус.

Порядок списания личных долгов через МФЦ

Этапов на самом деле немного. Большая часть работы ложится на сотрудников многофункционального центра. Именно им предстоит делать проверки, пересылать документы, проверять соблюдение условий, выполнять все остальное. Итак, с 1 сентября банкротство через МФЦ будет включать такие этапы:

  1. Подача заявления.

Гражданин, отвечающий предусмотренным законом условиям, пишет заявление, прикладывает к нему необходимые документы (см. ниже) и обращается с ними в любой Многофункциональный центр по месту его проживания (п. 2 ст. 223.2 ФЗ № 127).

Заявление рекомендуем заполнять по месту подачи, в присутствии сотрудника МФЦ. Он поможет заполнить его правильно, даст ответы на все интересующие вопросы и в подробностях расскажет, как оформить банкротство через МФЦ в 2020 году. Порядок заполнения заявления можно почитать здесь.

ЧТО ВАЖНО!

При подаче заявления заявитель обязан сообщить полный перечень своих кредиторов. Если кто-то из них не будет указан, долги в его отношении аннулированы не будут (п. 4 ст. 223.2 ФЗ № 127).

  1. Проверка МФЦ.

В течение суток с момента получения заявления, ответственный сотрудник МФЦ проверяет Банк производств ФССП на предмет наличия или отсутствия в нем сведений об открытых исполнительных производствах, а также сведений о возврате исполнительных документов взыскателям. Если открытые производства отсутствую, а закрытые – окончены на основании п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ № 229, закон о банкротстве через МФЦ обязывает сотрудника в течение 3 дней внести сведения о начале процедуры в отношении заявителя в ЕФРСБ.

Если условия не выполнены – МФЦ возвращает документы обратно заявителю с указанием причин. Повторно обратиться с таким заявлением можно не ранее, чем через 1 месяц (п. 6 ст. 223.2 ФЗ № 127).

  1. Размещение сведений в ЕФРСБ.

В реестре банкротов делается запись о том, что в отношении гражданина введена процедура внесудебной несостоятельности, о размере его долгов, а также наименование МФЦ, в котором начата процедура (п. 1 ст. 223.3 ФЗ № 127).

  1. Введение ограничений.

С момента, как сведения о гражданине включены в реестр банкротов, вводится мораторий на удовлетворение кредиторов. Все заявленные гражданином долги, кроме тех, что неразрывно связаны с личностью (например, алименты или возмещение вреда здоровью и жизни), прекращают удовлетворяться. А, кроме того (ст. 223.4 ФЗ № 127):

  • прекращается начисление всех штрафов, неустоек и процентом по всем заявленным обязательствам;
  • любые исполнительные документы в отношении заявителя можно направлять только в ФССП;
  • приостанавливается исполнение всех исполнительных листов;
  • гражданину запрещается брать новые кредиты, выступать поручителем, совершать иные обеспечительные сделки.

Уведомление о том, что сведения о должнике включены в ЕФРСБ, МФЦ направляет во все банки, где у должника открыты счета, в районный суд и ОСП, иные уполномоченные органы по месту его проживания (п. 3 ст. 223.4 ФЗ № 127).

ВАЖНО! В течение всего срока, на протяжении которого сведения о должнике включены в ЕФРСБ, ему нельзя приобретать имущество – покупать за личные деньги, приобретать по дарственной, получать в наследство или в результате оспаривания сделки. Если в течение этого времени у должника появится имущество, за счет которого можно полностью или в части удовлетворить требования кредиторов, процедуру прекращают. Должник обязан в 5-дневный срок сообщить о наличии такого имущества в МФЦ, а тот – в 3-дневный срок прекратить процедуру и сделать запись об этом в ЕФРСБ (ст. 223.5 ФЗ № 127).

Документы

Перечень документов для банкротства через МФЦ включает:

  • список банков, в которых оформлены кредиты;
  • паспорт, ИНН;
  • справка о месте проживания;
  • доверенность + паспорт представителя, если документы подает представитель.

Иных документов утвержденным бланком заявления не предусмотрено. Поэтому судя по всему, представлять кредитные договоры, решения судов, материалы исполнительных производств – не нужно.

Стоимость

И рассмотрение заявления, и включение сведений в реестр банкротов заявлены как бесплатные, взимания каких-либо госпошлин и иных обязательных платежей за это не предусмотрено (ст. 223.7 ФЗ № 127).

Сроки

На процедуру досудебного банкротства через МФЦ закон отводит 6 месяцев с момента включения сведений в ЕФРСБ. По истечении этого срока процедура завершается, о чем МФЦ вносит соответствующую запись в реестр.

Последствия

Главное, что ждет банкрота по истечении этих 6 месяцев – списание всех долгов. Закон освобождает должника от ранее взятых финансовых обязательств, о которых указано в заявлении. Долги признаются безнадежными, больше взыскать их кредиторам не получится (ч. 1 ст. 223.6 ФЗ № 127). Но нужно понимать, что списание не распространяется на:

  1. Долги перед кредиторами, о которых заявитель не упомянул в заявлении.
  2. Долги по алиментам, по возмещению ущерба здоровью и жизни, по возмещению морального вреда и т.д.

Кроме того, на банкрота распространяются все ограничения, которые предусмотрены при банкротстве в судебном порядке, а именно (ст. 213.30 ФЗ № 127):

  • В течение пяти лет нельзя брать кредиты без указания на то, что вы банкрот.
  • В течение трех лет нельзя занимать должности в органах управления предприятиями, а в кредитных и страховых организациях – в течение 10 и 5 лет соответственно.
  • В течение 10 лет нельзя начинать повторную процедуру банкротства.

В общем, ничего страшного. Если вы отвечаете требованиям закона – бегите скорее в МФЦ! А если остались вопросы, задайте их нашим юристам!

Главные нововведения в закон о банкротстве 2021: что изменится для предпринимателей, пенсионеров и малоимущих должников?

Госдума рассматривает два законопроекта о реформировании института банкротства. Проект № 1172553-7 затрагивает интересы юридических лиц, проект № 1162228-7 – граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих). Многое может измениться в работе арбитражных управляющих.

О главных нововведениях в закон о банкротстве № 214-ФЗ и возможных последствиях для должников, рассказал Управляющий партнер Юридической компании ЭНСО Алексей Головченко.

Реструктуризация вместо реабилитационных процедур: есть ли смысл?

Законопроект предполагает изменение схемы банкротства юридического лица. Вместо наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления будет только реструктуризация. Ликвидация останется и будет вводиться, если в реструктуризации нет смысла или она не приведет к результату.

Цель инициатора реформы Минэкономраз  вития – сократить сроки и издержки процедуры банкротство юридических лиц, одновременно увеличив процент закрытых долгов перед кредиторами. Но будет ли банкротство короче по времени, а нововведения работать на практике так, как предполагают законотворцы? Разберемся в деталях.

В чем суть реструктуризац ии?

Реструктуризация – это новое название реабилитации юридического лица в рамках банкротства. Если поправки одобрят, то вместо наблюдения и двух реабилитационных этапов банкротства юридического лица будет только реструктуризация сроком до 4 лет (с возможностью продления). Добросовестные должники смогут постепенно отдавать долги, рассчитывать на уступки (отсрочку, рассрочку, частичное прощение долга, дисконт) со стороны кредиторов.

Но кроме работы с задолженностью, план реструктуризации может предполагать различные варианты управления фирмой-должником. Например, права по назначению и прекращению полномочий директора могут передаваться антикризисному управляющему, собранию или комитету кредиторов.

Полномочия могут распределяться между руководством должника и кредиторами или передаваться полностью вновь выбранному органу (лицу). То есть фактически руководство должника может полностью потерять контроль над бизнесом и активами.

Кто имеет право разрабатывать и утверждать план реструктуризации?

Составить план реструктуризации может как сам должник или антикризисный управляющий, так и любое заинтересованное лицо: конкурсный кредитор, учредитель, участник или представитель работников должника, органы власти и местного самоуправления. Предварительный план выносится на рассмотрение собранием кредиторов.

В каком порядке будет согласовываться и утверждаться план реструктуризации, если собрание кредиторов не пришло к единому решению, или должник не согласен с планом? Этот момент требует дополнительного обсуждения с Верховным судом, уполномоченными органами и бизнес-сообществом.

Например, Совет по кодификации считает, что в проекте нужно прописать возможность утверждения плана реструктуризации задолженности решением суда, а Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает обязательно согласовывать план реструктуризации с должником, даже если совет кредиторов одобрил его большинством голосов.

Будет ли банкротство проще и короче по времени?

Теперь к вопросу о сроках банкротства юридического лица. Станет ли процедура короче по времени? Учитывая, что собрание кредиторов вправе принимать решение о продлении процедуры реструктуризации еще на 4 года, нет. На данный момент сколько процедур банкротства юридического лица, не считая конкурсного производства? Всего 3 процедуры: наблюдение (7 месяцев), финансовое оздоровление (2 года) и внешнее управление (1,5 года + полгода) занимают максимум 4-5 лет, а с учетом их низкой эффективности вовсе не вводятся или завершаются раньше срока.

Единственное, за счет чего предполагается, что банкротство юридических лиц в арбитражном процессе будет короче, это сокращение срока ликвидации. Если компанию изначально решат ликвидировать или должник не сможет рассчитаться с долгами согласно плану реструктуризации, ликвидацию планируют проводить в среднем за 9-12 месяцев. Это в 2 раза быстрее, чем сейчас.

Такое «ускорение», вероятно, будет достигаться за счет изменения самой процедуры торгов и более быстрой реализации имущества банкрота. В поправках предложили заменить торги на повышение цены англо-голландскими аукционами, когда в рамках одной сессии проводят торги на повышение с разворотом на понижение и обратно, а также допускать новых участников на торги уже в ходе их проведения.

Должников и арбитражных управляющих разделят на «классы»

Всех должников, включая компании, ИП и граждан, предлагается разделить на 3 группы по стоимости активов и уровню доходов: 1 группа со стоимостью активов не более 300 миллионов рублей и годовым доходом в пределах 800 миллионов рублей, 2 группа с доходами от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей и 3 группа с доходами более 2 миллиардов рублей.

Для каждой группы должников будет свой «класс» и ценовая категория арбитражных управляющих. Стоимость услуг управляющего для первой категории должников будет 100 000 рублей, для второй 300 000 рублей, для третьей — 500 000 рублей.

Процедура назначения будет тоже другой. В заявлении о банкротстве юридического лица не будет указываться конкретное СРО управляющих. Планируется создание реестра, в котором будут все СРО и управляющие, а также балльная система оценки их работы. Чем больше баллы, тем выше стоимость услуг и шире возможности выбора процедур банкротства.

Выбор и назначение конкретного управляющего будет происходить следующим образом. Как только должник размещает в реестре банкротов сведения о возбуждении дела, запускается процедура выбора СРО. Любая организация, в составе которой есть управляющие, имеющие право участвовать в деле должника соответствующей группы, может направить предложение арбитражному суду.

Из нескольких СРО (не больше 5) будут выбирать одну в случайном порядке с использованием специальной программы. Если претендуют больше организаций, то выбирают все равно только из пяти тех, которые предложили больше баллов. Выбранная СРО уже самостоятельно предлагает кандидатуру арбитражного управляющего.

Будет ли реальная польза от нововведений для должников-юридических лиц?

По словам депутата Госдумы Анатолия Аксакова, законопроект реализуется не для того, чтобы упростить и сократить по времени процесс банкротства юридического лица, а сделать процедуру более эффективной. По его словам: «Мы заинтересованы в сохранении бизнеса, чтобы он продолжал работать, а для этого лучше применять процедуры реабилитации», все делается исключительно на благо бизнеса.

Но более вероятно, что цель проекта – повысить процент удовлетворения требований кредиторов при банкротстве юридического лица. От нововведений выиграют именно кредиторы, получив возможность с самого начала банкротства управлять компанией должника и его активами.

О пользе для должников говорить преждевременно. Конкурсное производство при банкротстве юридического лица остается прежним, за исключением изменений, касающихся торгов, а реструктуризация может лишь затянуть процедуру банкротства.

Однако нововведения все еще на стадии рассмотрения и обсуждений. Законопроект будет дорабатываться с учетом мнений представителей власти, бизнеса, общественных объединений и т. д.

Следить за движением законопроекта можно на сайте «Система обеспечения законодательной деятельности».

Новое в банкротстве граждан: спишут ли долги малоимущим и пенсионерам?

Согласно законопроекту № 1162228-7, долги граждан-должников с низким уровнем дохода (пенсионеров и малоимущих) могут списать бесплатно, без суда, а главное с открытыми исполнительными производствами. Нужно просто подать заявление о банкротстве через МФЦ.

Читайте также  Разбор дорожно-транспортного происшествия

Доходы в пределах двойного прожиточного минимума в регионе, где проживает должник, хотят признать неприкосновенными. То есть их не смогут списывать в счет долга. Конечно, речь идет о гражданах без имущества, которое может быть реализовано в счет долга.

На данный момент процедура внесудебного банкротства граждан неэффективна, потому что заявить о банкротстве можно только если все исполнительные производства закрыты. Если приставы не идут навстречу, приходится ждать годами. А если человек получает даже минимальный доход (включая пособия, социальные выплаты), то о закрытии производств речь вообще не идет: списывают 50% с любого поступления на арестованный счет.

Есть мнения, что данный законопроект «пустышка» и пиар-ход перед парламентскими выборами. Но даже если это так, и закон не примут, подобная инициатива сама по себе привлечет внимание к проблеме крайне ограниченного доступа к внесудебному банкротству российских граждан.

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Перспективы и последствия изменений в законодательстве о банкротстве в 2021 году

Ведущий юрист проекта «ЮрХелп» Гюнай Везирова подготовила подробный материал о грядущих изменениях в закон о банкротстве. Чем он плох и есть ли существенные плюсы?

Предстоящие весенние изменения в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» включают в себя не только переименование закона (новое название — «О реструктуризации и банкротстве»), но и ряд очень серьезных нововведений в отношении физических, юридических лиц и арбитражных управляющих. Разбираемся в деталях.

Для чего вводятся изменения в закон о банкротстве

Попасть в сложное финансовое положение в современном мире со всеми его экономическими проблемами — задача не из сложных. Неудачное поручительство за должника (бизнесмена или родственника), долларовая ипотека — подобных вариантов немало. Справиться с проблемами помогает отлаженное законодательство о банкротстве. Но, к сожалению, термин «отлаженное» нельзя применить ни к действующим нормативным актам, ни, тем более, к новым поправкам, о которых и написана эта статья.

Изначально все планировалось для урегулирования деятельности арбитражных управляющих. Действительно, есть темные зоны в вопросе контроля деятельности: кто-то работает добросовестно, кто-то — не очень. Управляющим запрещено заниматься коммерческой деятельностью, но некоторые из них активно рекламируют свои услуги, в том числе и сопутствующие.

Количество банкротов растет — в отрасли циркулируют прогнозы о 20 % от трудоспособного населения России к 2024 году.

Это гигантские цифры на фоне общепринятой в мире 5–7 % нормы для экономически развивающейся страны. Можно долго рассуждать о причинах, но важнее подготовиться к последствиям. Именно эта подготовка, на мой взгляд, и стала основной для внесения изменений. Но, как у нас часто бывает, вместо того, чтобы подключить к вопросу практиков из бизнеса и специалистов по банкротству, закон писали другие люди.

Нововведения в порядке торгов имущества

Однако начнем с позитивных изменений.

Сейчас торги по имуществу должника могут длиться до полутора лет. Фактически есть риск, что вместо оперативного решения своего вопроса человек «застрянет» в процедуре на эти год-полтора из-за какого-нибудь старого «Москвича» за 10 000 рублей, который числится на нем и который никому не нужен.

По этому объекту будет точно такая же процедура, как и по чему-то более ликвидному — оформление бумаг, подготовка к торгам, сами торги (только они, согласно закону, могут растянуться до полугода). Сейчас процедура торгов выглядит так: проводятся два этапа с фиксированной ценой, если сделки нет, следующие этапы идут на понижение стоимости лота (имущества).

Новые же поправки от Минэкономразвития позволяют менять направление цены лота (на повышение / понижение) в течение дня.

То есть если раньше длительность сроков была обозначена сугубо «на глаз» и в зависимости от скорости прохождения судебного процесса, то сейчас ее значительно сокращают.

Еще один плюс — возможность реализации имущества банкрота не только с помощью специализированных площадок и прямых продаж имущества через доски объявлений, но и при размещении на маркетплейсах. Больше возможностей по реализации, ускорение процедуры — это однозначно хорошо. Но вот другие изменения положительными назвать никак нельзя.

Нововведения в цифрах: группы должников, стоимость услуг и введение балльной системы для СРО

Вводится разделение должников по уровню доходов:

  • Первая группа. Физические лица и ИП, а также все организации со стоимостью активов не более 300 миллионов рублей и годовым доходом не более 800 миллионов рублей.
  • Вторая группа. ИП и компании с доходами от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей.
  • Третья группа. Индивидуальные предприниматели и предприятия с доходами свыше двух миллиардов рублей.

Для физических лиц значительно подорожает сама процедура банкротства — стоимость услуг арбитражных управляющих. На сегодняшний день стоимость зафиксирована — это 25 000 рублей, после изменений цифра вырастет в 4 раза. Кроме того, изменятся «гибкие» проценты, которые зависят от стоимости имущества, проданного на торгах. Текущее значение — 7 %, запланированное — 10 %.

Нововведения для арбитражных управляющих и СРО

  • для первой группы — 100 000 рублей;
  • для второй — 300 000 рублей;
  • для третьей — 500 000 рублей.

На текущий момент процедура назначения управляющего выглядит так: пишется заявление на банкротство, в нем указываются суд и СРО — законом это не воспрещается. Если определенный арбитражный управляющий реагирует не сразу, внутри СРО выбирается другой, и об этом уведомляются участники процесса. Соответственно, обе стороны знают, кто и когда приходит, кому с кем работать, какие нюансы нужно учитывать при процедуре.

А сейчас, в новом законе, планируют сделать государственный реестр и туда внести всех арбитражных управляющих и все СРО. Запустить балльную систему оценки их деятельности: у кого лучше «оценка», тот себе и забирает процедуру — попахивает небольшой монополией. Или большой, смотря с какой стороны посмотреть.

Как будет работать предлагаемая рейтинговая система

  1. В регистр поступают сведения о запросе на процедуру банкротства.
  2. СРО подают заявки, обязательно отмечая количество баллов, которые они «ставят» на участие в конкурсе.
  3. В регистре подбивают количество всех заявок, баллов, их среднее значение и убирают все СРО, которые не попадают под этот параметр.
  4. Среди тех организаций, которые «остались в игре», случайным образом выбирается одна, которая и назначает арбитражного управляющего.

В теории эта схема обеспечит прозрачность всей процедуры за счет отсутствия «договорных» специалистов. Но практика, как всегда, сильно отличается от теории.

Чем это чревато? Тем, что определенные СРО и не менее определенные арбитражные управляющие, пользуясь своим монопольным положением, смогут банально увеличивать сумму договора.

В итоге в проигрыше окажутся и физические лица, и ИП, и предприятия, и другие СРО и управляющие.

И все это — из-за отсутствия понятной прозрачной структуры формирования государственного реестра: какая будет балльная система, кому и по каким принципам будут добавляться баллы, кто эти принципы разработает и так далее.

Балльная система еще и сильно увеличивает ответственность арбитражного управляющего. Условно «неправильные» шаги будут уменьшать баллы и автоматически снижать техническую возможность специалиста принять участие в следующей процедуре.

Что получим? Перегруженность «правильных» управляющих и СРО, и, наоборот, недостаточную загрузку других. В итоге, учитывая двукратный рост количества банкротов в РФ за последний год (темпы роста подающих заявлений и признанных банкротами людей: в 2019 году их было около 60 тысяч, в 2020 году — около 120 000), образуется «транспортный коллапс» в этой сфере. Кто от этого выиграет? Уж точно не должники и кредиторы, у которых горят сроки по процедурам.

Еще один заслуживающий внимания момент, который ждет нас после принятия изменений, — усложнение организации всех необходимых процедур.

Юридическим компаниям придется сотрудничать не с одним-двумя постоянными арбитражными управляющими, а каждый раз в каждой процедуре договариваться с новым.

А это значит — регулярный контроль над каждым «новичком», оценка уровня его объективности по отношению к требованиям закона, соблюдения баланса интересов всех участников процесса: кредиторов, должника и самого финансового управляющего. Условно — вместо работы с уже многократно проверенным человеком необходимо будет каждый раз «ставить на темную лошадку». Это — время и нервы.

Итоги законопроекта о банкротстве

На текущий момент изменения еще не вступили в силу — они были отправлены на доработку. Одна из причин — резкое неприятие нововведения юридическим сообществом, арбитражными управляющими и компаниями.

Изменение уровня ответственности, непрозрачные процедуры начисления баллов, непонимание ряда процессов — все это заставляет декларировать крайне негативное отношение заинтересованных лиц к ФЗ «О реструктуризации и банкротстве».

Да, радует, что государство это услышало, но, с другой стороны, необходимых изменений «скользких» мест в тексте все еще нет, а дата рассмотрения — все ближе.

Закон вполне могут принять в весеннюю сессию в текущем виде, соответственно, до конца года поправки уже заработают.

И эта попытка искусственного торможения официального количества банкротов (что, без сомнений, важно не только для экономики нашей страны, но и для оценки с помощью разнообразных международных метрик и последующих за ними договоренностей в экономических сферах) с большой долей вероятности приведет к обратному от желаемого эффекту — еще большему резкому росту количества банкротов реальных. Что в итоге вместо планомерной регуляции отрасли может привести к серьезному росту социальной напряженности.

Таким образом, декларируемая суть изменений — смена курса со списания долгов на их реструктуризацию, улучшение условий для всех сторон процесса и так далее — практически абсолютно не отображает нововведения в нормативном акте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector