Запреты и ограничения во внешней торговле

Запреты и ограничения во внешней торговле

Статьи

Анна Тангаева, начальник отдела анализа торгового режима Исследовательского центра Международная торговля и интеграция, представляет обзор внеочередных мер, предпринятых странами в сфере регулирования внешней торговли в связи с COVID-19.

Последние несколько лет характеризовались усилением протекционизма в международной торговле, включая рост числа ограничений против отдельных государств, идущих вразрез с принципами недискриминации в торговле. Однако начиная с марта текущего года, в условиях распространения коронавируса, странами было предпринято множество чрезвычайных мер торговой политики, которые меняют сложившуюся тенденцию.

На фоне снижения показателей общего спроса и предложения товаров и услуг наблюдается существенный рост спроса на товары, необходимые для борьбы с пандемией, а также на продовольствие. Во избежание дефицита данных товаров и поддержания их предложения на необходимом уровне страны предпринимают экстренные меры.

Меры регулирования импорта

В части регулирования импорта предпринимались преимущественно меры либерализации и упрощения торговли, направленные на снижение стоимости импорта. В основном послабления импортного режима коснулись продукции, необходимой непосредственно для борьбы с COVID-19 — медицинских изделий, тестовых систем, дезинфицирующих средств, аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).

Европейская комиссия издала Решение (ЕС) 2020/491 об отмене таможенных пошлин на товары, импортируемые для целей сдерживания COVID-19. Перечни таких товаров должны быть определены в каждом отдельном государстве — члене ЕС, исходя из ситуации в стране. В Великобритании, помимо импортных пошлин на соответствующие товары медицинского назначения, оборудование и защитную одежду, отменён также и ввозной НДС.

В Турции отменены пошлины на импорт спирта, медицинских масок и аппаратов ИВЛ. Аналогичные меры приняты в Индонезии, Индии, Пакистане, ЮАР, Эквадоре, Доминиканской Республике, Сальвадоре, Колумбии, Боливии, Парагвае, Перу, Панаме, Уругвае.

В связи с пандемией COVID-19 в Мьянме было отменено требование на получение лицензии на импорт сырья для производства лекарств. В Таиланде отменены импортные пошлины на медицинские маски. В Сербии отменены ввозные пошлины на этиловый спирт.

Власти Гватемалы приняли новый закон, освобождающий от НДС и таможенных пошлин весь импорт, ввозимый в качестве пожертвования благотворительным ассоциациям.

Наибольших масштабов либерализация импорта достигла в странах Латинской Америки. В частности, Бразилия обнулила импортные пошлины на широкий перечень медицинских товаров, необходимых для сдерживания COVID-19: спирт, иммуноглобулины, средства индивидуальной защиты, маски и ткани для их изготовления, аппараты ИВЛ и их части, диагностическое оборудование и его части, различные медицинские изделия. Аргентина, помимо обнуления импортных пошлин, отменила также и статистический сбор на данные товары, а также на многие другие медицинские товары, в частности аппараты УЗИ, МРТ, электрокардиографы и многие другие.

Грузия объявила об освобождении от НДС при ввозе ряда медицинских изделий, необходимых для борьбы с COVID-19, таких как медицинские костюмы, бахилы, перчатки, маски, очки, бесконтактные термометры. Аналогичные меры приняты в Азербайджане.

В рамках ЕАЭС от уплаты таможенных пошлин освобождены средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, материалы для их производства, лабораторные реагенты, вакцины, фармацевтические субстанции, медицинские морозильники, контейнеры, термосумки, эндоскопы, термометры бесконтактные, одноразовые пипетки, передвижные дезинфекционные установки. Помимо этого, расширен список товаров, используемых для производства лекарственных средств, а также товаров медицинского назначения (термосумки, плёнки для герметизации флаконов, медицинские морозильники), ввоз которых в период с 16 марта по 30 сентября 2020 г. осуществляется беспошлинно при условии подтверждения целевого назначения таких товаров уполномоченными органами в сфере здравоохранения.

В ряде стран послабления импортного режима коснулись также продовольственных товаров. Так, в Марокко обнулены пошлины на пшеницу, чечевицу, нут, бобовые. В рамках ЕАЭС обнулены пошлины на товары из утверждённого Советом ЕЭК перечня «критического импорта» на срок с 1 апреля по 30 июня 2020 г. включительно. В перечень вошли наиболее значимые сельскохозяйственные и продовольственные товары (картофель, лук, чеснок, капуста, морковь, перец, рожь, рис длиннозёрный, гречневая крупа, соки и готовые продукты для детского питания).

Подробнее о мерах технического регулирования, а также санитарных и фитосанитарных мерах, предпринятых странами в условиях пандемии, читайте в материале эксперта ITI Анны Рыбаковой «Международная торговля и пандемия».

Меры регулирования экспорта

Первая волна запретов коснулась экспорта медицинских масок, преимущественно из стран Юго-Восточной Азии: запреты были введены в Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, Южной Корее, Иордании и других странах. Индонезия и Украина ввели запрет на экспорт этилового спирта.

Вторая волна касалась запрета лекарственных средств, необходимых для лечения или сдерживания COVID-19, а также в связи с ожидаемым дефицитом определённых препаратов. Бельгией введён запрет на экспорт ряда фармацевтических препаратов в страны за пределами Европейского экономического пространства (ЕЭЗ). В числе запрещённых к экспорту — препараты против малярии (гидроксихлорохинсульфат и хлорохинфосфат). Запрет на экспорт введён в связи с ожидаемым дефицитом в стране после вспышки COVID-19. Аналогичные меры приняты в Великобритании, Чехии, Венгрии, Сербии, Албании, Молдавии, Беларуси, Украине, Пакистане, Индии. В Болгарии введён запрет на экспорт препаратов на основе хинина.

Норвегия ввела запрет на экспорт пневмококковых вакцин. Также введены меры наблюдения за экспортом ряда других лекарственных средств — глазных капель против глаукомы, лопинавира и ритонавира, азитромицина, дабигатрана, этексилата и апиксабана, оксазепама, средств индивидуальной защиты. Данные меры контроля введены для оценки целесообразности введения дальнейшего запрета на экспорт данных препаратов.

В Пакистане введён запрет на экспорт средств индивидуальной защиты. Индия ввела ограничение экспорта большинства диагностических наборов, некоторых лекарств и дезинфекторов, а также аппаратов ИВЛ, медицинских масок и тканей для них, и других средств защиты, необходимых как пациентам, так и медицинскому персоналу. Аналогичные меры приняты в Колумбии, Эквадоре, Коста-Рике, Египте, Саудовской Аравии, Индонезии, Грузии.

В Польше введён запрет на экспорт респираторов и кардиомониторов, а также требование получения разрешения на экспорт некоторых средств индивидуальной защиты после вспышки COVID-19. Аналогичные меры приняты в Германии и Франции.

США ввели требование получения разрешения на экспорт Федерального агентства США по чрезвычайным ситуациям (FEMA) в отношении экспорта средств индивидуальной защиты.

В странах ЕАЭС введены запреты экспорта средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств, медицинских масок, респираторов, ваты, марли, перчаток, бахил, очков.

В условиях масштабных ограничений на экспорт товаров, необходимых для борьбы с COVID-19, Китай становится их основным поставщиком на мировой рынок, ограничившись мерами лицензирования и контроля экспорта.

Ограничения экспорта коснулись также и продовольствия. Странами были введены запреты на экспорт различных продовольственных товаров, в зависимости от внутренних потребностей рынка.

В связи с COVID-19 Таиланд ввёл запрет на экспорт куриных яиц, Вьетнам — на экспорт риса, Пакистан — лука, Украина — гречки, Кыргызстан — на экспорт кормов для животных. Македония ввела запрет на экспорт пшеницы и пшеничной муки, ЮАР — на экспорт вина, Египет — на экспорт алкогольной продукции и всех видов бобовых, Гондурас — на экспорт красных бобов. В Турции введён разрешительный порядок экспорта лимонов. Иордания ввела запрет на экспорт всех видов пищевой продукции на период оценки стратегических запасов продовольствия.

Казахстан ввёл запрет на экспорт следующих товаров: гречневая крупа, белый сахар, картофель, лук, семена подсолнечника, подсолнечное масло. Также введены временные экспортные квоты на некоторые виды сельскохозяйственной продукции, такие как морковь, репа, свёкла, капуста, пшеничная и ржаная мука. Условием получения экспортной квоты является требование о продаже порядка трети произведённой продукции на внутреннем рынке по фиксированной цене. Объявленные меры были приняты для обеспечения стабильных поставок продовольствия и продуктов в условиях чрезвычайного положения, объявленного в результате COVID-19.

Россия ввела экспортные квоты на некоторые зерновые (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза). Общая квота составляет 7 миллионов тонн на все зерновые. Данные меры не распространяются на экспорт в страны ЕАЭС и семена.

В странах ЕАЭС введены запреты экспорта следующей пищевой продукции: лук репчатый, чеснок, репа, рожь, рис, гречиха, гречневое зерно обрушенное, готовые пищевые продукты из гречки, просо, крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков, соевые бобы, семена подсолнечника.

Практика применения тарифных и нетарифных мер в торговой политике стран в 2020 году показывает синхронные изменения политик различных стран и существенные изменения характера внешнеторгового регулирования на фоне глобальной пандемии. Новые ограничения торговли касаются преимущественно экспорта, а послабления, напротив, — импорта.

Таким образом, на фоне снятия странами ограничений импорта, экспортная политика стран приобретает преимущественно ограничительный характер, начиная с марта 2020 года. В первую очередь ограничения вводятся в отношении товаров медицинского назначения, необходимых для борьбы с COVID-19, а также отдельных продовольственных товаров. Ограничения принимаются в форме прямых запретов на экспорт, количественных ограничений экспорта или введения разрешительного порядка экспорта (мер лицензирования, контроля, наблюдения за импортом). Данные ограничения вводятся на временной основе в рамках чрезвычайных обстоятельств для обеспечения национальной безопасности стран — с целью удовлетворения потребностей внутреннего рынка стран после вспышки COVID-19.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО) к настоящему моменту запреты или ограничения экспорта медицинских масок, перчаток, специальных костюмов и других средств защиты от коронавируса введены в 80 странах мира. В целом запреты и ограничения в торговле, не согласованные странами при присоединении к ВТО, идут вразрез с правилами ВТО. Однако правилами предусмотрены исключения, позволяющие принимать временные меры для предотвращения или облегчения критической нехватки продовольствия или других продуктов, имеющих критически важное значение для экспортирующей стороны. В текущих условиях ВТО призывает правительства стран к соблюдению транспарентности в отношении принимаемых ограничений.

Также предлагаем вам ознакомиться со справочным материалом о торговых мерах, применяемых членами ВТО для обеспечения защиты от пандемии COVID-19, подготовленным экспертами Исследовательского центра Международная торговля и интеграция.

Изменения, связанные с регулированием ВЭД в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, вносимые в таможенное законодательство

В отношении отдельных категорий товаров действуют запреты вывоза, установленные Правительством Российской Федерации. Временные ограничения распространяются на медицинские изделия и предусматривают запрет на вывоз товаров за пределы Российской Федерации, в том числе и в государства-члены ЕАЭС. Полный перечень продукции, в отношении которой в период с 02.03.2020 до 01.06.2020 действует запрет вывоза за пределы Российской Федерации, установлен Постановлением Правительства РФ от 02.03.2020 N 223 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации».

Общая система временных запретов вывоза отдельных категорий товаров представлена ниже.

В отношении отдельных категорий товаров были внесены изменения, предусматривающие при помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления, освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин.

Особенности применения льготы представлены ниже:

Введен упрощенный порядок государственной регистрации медицинских изделий.
Установлен упрощенный порядок прохождения процедуры государственной регистрации в отношении 36 видов медицинских изделий, относящихся к категории продукции с низкой степенью потенциального риска их применения. Перечень закреплен Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 N299. Более того, в отношении отдельных категорий товаров также представлена возможность их реализации без регистрации в установленном порядке.

Ключевые особенности, связанные с реализацией на территории Российской Федерации медицинских изделий зарубежных производителей, представлены ниже:

Подводя итог, специалисты компании CPO Group обращают внимание участников ВЭД на следующие ключевые аспекты:

— вышерассмотренные нововведения носят временный характер ;
— при реализации внешнеэкономической деятельности следует обращать внимание на наименование товара и его наличие в соответствующем Перечне продукции (с указанными нововведениями). При этом важно исходить как из наименований товаров в Перечнях, так и их кодов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
— в отдельных случаях (в частности, для получение льготы по уплате ввозных таможенных пошлин), необходимо подтверждение целевого назначения ввозимых товаров , выданного уполномоченным в сфере здравоохранения органом исполнительной власти государства-члена Союза (для России — Минпромторг России либо Минздрав России, а также органы исполнительной власти субъекта РФ в рамках своей компетенции).

Нетарифные ограничения во внешней торговле

Использование тарифов в промышленно развитых странах после Второй мировой войны (1939-1945 гг.) существенно сократилось. Вместе с тем возрастает роль импортныхи экспортных квот,добровольных экспортных ограничений (ДЭО) и других нетарифных барьеров.

Нетарифные барьеры– одна из форм протекционистской политики государства; система ограничений, преследующая сокращение импорта товаров; всякие барьеры, которые возводят государства, чтобы воспрепятствовать торговле между странами.

К нетарифным барьерам относят:

— требования к экологическим характеристикам оборудования;

— ограничения выпуска лицензий на импорт;

— административные запреты на продажу некоторых видов продук­ции в конкретных странах и т. д.

Выделяют три укрупненные группы нетарифных ограничений регулирования внешней торговли.

1. Внешнеторговые ограничения,нацеленные на прямые ограниче­ния импорта для защиты определенных отраслей отечественного про­изводства. Это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, добровольные экс­портные ограничения и др.

2. Административные ограничения– технические стандарты и нор­мы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, марки­ровке и др.

3. Косвенное воздействие на внешнюю торговлю– лицензии, кво­ты (контингенты).

Лицензирование импорта и экспорта означает, что специальным ведомством от имени государства выдается разрешение на импорт и экспорт товаров.

Лицензии бывают двух типов:

1. Автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие импортировать и экспортировать товары, включенные в списки, в течение определенного времени.

2. Неавтоматические (разовые), которые разрешают импорт и экс­порт товаров с указанием его количества, стоимости, страны про­исхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который импортируется или экспортируется данный товар.

Наибольшее распространение из всех видов нетарифных ограничений получили квоты (или контингенты) на импорт и экспорт товаров.

Квота в макроэкономике применительно к международной торговле является нетарифным ограничением (барьером).

Различают квоту на импорт и квоту на экспорт.

Квота на импорт– это один из методов введения количественных ограничений в протекционистских целях. Она может ограничивать стоимость импорта, разрешенного к ввозу в страну в данном году. Квота на импорт может использоваться и как форма экономического дав­ления на страну-импортера.

Выделяют два вида импортных квот:

1) абсолютная квота – количество продукции, разрешенное к ввозу в данную страну;

2) тарифная квота – разрешение на ввоз конкретного товара в тече­ние определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке.

Квота экспортная– способ количественных ограничений экспор­та товаров и услуг в другие страны и предотвращения снижения экс­портных цен и, следовательно, доходов от экспорта.

Механизм функционирования квот аналогичен импортному тарифу:

ü внутренние цены поднимаются выше мировых;

ü ограничивается предложение импортных товаров.

Но квоты от­личаются от тарифа в двух аспектах.

Во-первых, квоты не увеличивают импорт. Поэтому разница между внутренними и мировыми ценами увеличивается, что приводит к на­растанию прибыли от импорта (в том числе и монопольного). При та­рифе импорт постепенно увеличивается, а внутренние цены понижа­ются вслед за мировыми.

Во-вторых, квоты ограничивают импорт, в результате чего они полностью обособляют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров, что гарантирует абсолютную защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Тариф на импорт не ограничивает объема импортных товаров непосредственно, ибо от импортера требуется одно – платить таможенную пошлину.

В последние годы приоритет во внешней торговле за применением квот, а не тарифов, по двум основаниям:

1. Поскольку тарифные ставки устанавливаются международными торговыми соглашениями и правительства не имеют права повы­шать тарифы, то они используют импортные квоты, позволяю­щие защитить свою экономику от иностранной конкуренции.

2. Те отрасли, которые нуждаются в защите от иностранной конку­ренции, избирают квоты на импорт, поскольку добиться лицен­зионных льгот проще, нежели введения тарифов.

Считается, что использование импортных квот наиболее предпоч­тительно при свободной конкуренции, когда результаты квотирова­ния сопоставимы с результатами тарифа на импорт.

Одним из нетарифных инструментов государственного регулиро­вания внешней торговли являются добровольные экспортные ограни­чения (ДЭО).

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО)– это разновид­ность экспортной квоты, минимальная экспортная цена, которая на­вязывается развитыми странами экономически слабым странам.

Страна «добровольно» ограничивает свой экспорт под угрозой бо­лее значительных мер торговой политики со стороны своих партне­ров. В последнее время в мире заключено более сотни соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минималь­ных импортных цен (с охватом продукции текстильной промышлен­ности, черной металлургии, бытовой электроники и др.).

Добровольные экспортные ограничения обладают двумя основными чертами специфического характера, определяющими некоторые пре­имущества в торговой политике.

Во-первых, они менее заметны для национальных покупателей в сравнении с тарифами или квотами на импорт.

Во-вторых, при добровольных экспортных ограничениях фирмы могут устанавливать более высокие цены, нежели при тарифных ограничениях либо при квотировании импорта.

К нетарифным формам ограничений во внешней торговле относят­ся также демпинг и торговое эмбарго.

Демпинг– продажа товаров за рубежом по цене ниже той, по кото­рой экспортер продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости в стране-изготовителе. Демпинг как вид недобросовестной конкурен­ции преследует цель вытеснить конкурента, захватить рынок сбыта.

Потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекрываются различными способами:

ü продажей по высоким ценам других товаров;

ü реализацией аналогичного товара по завышенным ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка;

ü получением дотаций от государства, поощряющего экспорт.

Демпинг используется, как правило, в периоды экономических спада т.е. носит временный характер, ибо частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже ее себестоимости.

Различают следующие виды демпинга:

ü постоянный демпинготражает долговременную тенденцию фирм-монополистов извлекать монопольную прибыль посред­ством реализации товаров по более высоким ценам на отече­ственном рынке в сравнении с мировым рынком, где высока кон­куренция зарубежных фирм;

ü спорадический демпингвыступает в виде нерегулярной реали­зации товаров на мировом рынке по более низкой цене в сравне­нии с национальным рынком. Этот вид демпинга наблюдается в результате перепроизводства товаров и желания предотвратить понижение цен на национальном рынке;

ü хищнический демпингпредставляет собой временную реализа­цию товаров на иностранных рынках ниже его издержек производ­ства. Использование этого вида демпинга преследует цель устра­нить конкурентов, а затем повысить цены; в результате создаются предпосылки для обеспечения монопольной власти.

Торговое эмбарго– запрещение государством ввоза в какую-либо страну либо вывоза из какой-либо страны определенных видов товаров. Такие экономические санкции осуществляются не по экономическим интересам, а по политическим мотивам. Торговое эмбарго может рас­пространяться как на одну страну, так и носить коллективный характер, согласно решению ООН. Эмбарго, ограничивая торговые связи, нано­сит экономический ущерб всем странам, участвующим в нем. Однако те страны, которые не присоединяются к торговым эмбарго, могут иметь определенный выигрыш, поскольку возникают условия для роста экс­порта своих товаров.

Тема 14. Механизм внешнеэкономической политики государства

Виды запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза

Целью данной научной статьи является рассмотрение видов запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, как инструмент внешней и внутренней политики государства. А также рассмотрение особенностей некоторых видов запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

На таможенную систему Российской Федерации возложена важная роль по защите экономического суверенитета и безопасности государства, а также национальной торговой системы, внутреннего рынка и промышленности. Таможенная система является неким инструментом в руках государства, способным быстро подстраиваться под изменяющуюся внешнюю и внутреннюю политику государства.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела. Действующая в настоящее время система запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза является тем самым инструментом, с помощью которого государство может отстаивать как политические, так и экономические интересы.

Согласно Федеральному закону от 27.11.2010 № «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации [1].

Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза включают в себя меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, установленные законодательством [2].

К мерам нетарифного регулирования относятся: применение количественных ограничений, устанавливаемых Правительством РФ, применение лицензирования в сфере внешней торговли товарами, предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, введение специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер для защиты экономических интересов российских товаропроизводителей.

Количественные ограничения могут устанавливаться как на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза (импортные квоты), так и на вывоз (экспортные квоты) товаров с таможенной территории Таможенного союза. В настоящее время установлены импортные квоты на ввоз мяса крупного рогатого скота, свинину, мясо птицы. Это связано с тем, что почти половина всей мясной продукции ввозится из-за пределов Таможенного союза. Без введения импортных квот сложившаяся ситуация может оказать влияние на национальную безопасность государства. Установление экспортных квот позволяет ограничить вывоз товаров в течение определенного промежутка времени.

Читайте также  Понятие состава суда (штатно-должностной состав суда)

Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 № 168 «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» утвержден Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза [3].

Также для количественного регулирования торговли и контроля оборота товаров государством применяется система лицензирования, которая позволяет отслеживать количество участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих ту или иную деятельность и путем лицензирования ограничивать ввоз и/или вывоз товаров.

Исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров вводится на основании статистических данных, финансово-экономических расчетов, позволяющих обосновать необходимость введения данной меры, не только с целью ограничения количества участников внешнеторговой деятельности, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, а также с целью создания условий для адекватной конкуренции.

Согласно главе 8 Федерального закона от 08.12.2003 № «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» особыми видами запретов и ограничений являются:

— запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

— ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации;

— ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования;

— ответные меры [4].

Экспортный контроль представляет собой комплекс мер по соблюдению порядка вывоза за пределы РФ определенных видов товаров, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений данного порядка.

Экспортный контроль применяется в отношении: вооружения и военной техники; отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения); средств доставки оружия массового поражения, вооружении, военной техники; оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, вывоз которых запрещен.

Как видно из перечисленных категорий товаров, экспортный контроль осуществляется в отношении узкой группы товаров. К тому же, количество производителей данных товаров невелико. Но меры экспортного контроля за данной категорией товаров имеют очень важное значение как с точки зрения соблюдения международного законодательства в области нераспространения оружия массового поражения, так и с точки зрения национальной безопасности.

Что касается таких мер нетарифного регулирования как санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и соблюдение радиационных требований, то они направлены очередь на защиту жизни и здоровья населения, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений. С помощью данных мер обеспечивается безопасность продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, создается единая система технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, формируется единая нормативно-правовая база Таможенного союза в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных, фитосанитарных мер и радиационного контроля и требований безопасности к продукции.

Многогранность системы запретов ограничений позволяет охватить все сферы внешнеторговой деятельности и эффективно контролировать перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, обеспечивая при этом политическую и экономическую стабильность государства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector