Злоупотребление полномочиями: ст. 201 УК РФ в 2022

Злоупотребление полномочиями: ст. 201 УК РФ в 2022

Статья 201. Злоупотребление полномочиями

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания:

1. В статьях настоящей главы и статье 304 настоящего Кодекса выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в пункте 1 примечаний к статье 285 настоящего Кодекса, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Комментарий к Ст. 201 УК РФ

1. Уголовная ответственность по комментируемой статье наступает за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Коммерческой организацией в соответствии со ст. 50 ГК является организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Иные организации, о которых говорится в диспозиции ч. 1 комментируемой статьи, — это некоммерческие организации, т.е. организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Злоупотребление полномочиями совершается вопреки законным интересам организации. Законность интересов прежде всего определяется исходя из положений действующего законодательства, иных нормативных правовых документов, учредительных документов, не противоречащих законам и учредительным документам, локальных документов организации, обычаев делового оборота. Поэтому законными следует признать интересы, вытекающие или не противоречащие указанным документам, в том числе по соблюдению порядка деятельности организации, соблюдении порядка заключения сделок, обеспечении финансово-отчетной дисциплины и т.д.

2. Объективная сторона злоупотребления полномочиями включает в себя действие или бездействие, общественно опасные последствия в виде существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также причинную связь между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Злоупотреблением полномочиями могут быть признаны такие действия лица, выполняющего управленческие функции, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Злоупотребление полномочиями может быть осуществлено как законными действиями (бездействием), так и выходящими за пределы закона своих полномочий. В этом случае при наличии соответствующих признаков можно говорить о наличии превышения полномочий. Однако, поскольку уголовным законом не предусмотрен состав превышения полномочий применительно к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях, превышение полномочий охватывается составом злоупотребления полномочиями (ст. 201 УК).

3. Состав злоупотребления полномочиями относится к числу материальных составов и будет являться оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Вред может выражаться в причинении не только материального (хотя это бывает наиболее часто), но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве деловой репутации организации, создании помех и сбоев в ее работе, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.

Существенность вреда — категория оценочная. В каждом конкретном случае должно быть принято решение о наличии существенности вреда и о том, в чем она выражается, а также решить вопрос о наличии причинной связи между вредом и совершенным деянием.

4. Квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, являются тяжкие последствия, вызванные злоупотреблением полномочиями.

Как и понятие существенного вреда, понятие тяжких последствий относится к категории оценочных понятий и подлежит установлению в каждом конкретном случае.

В частности, к тяжким последствиям можно отнести такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы организаций, учреждений, предприятий, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку и т.п.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Деяние может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны состава злоупотребления полномочиями является цель извлечения выгод, преимуществ для себя или других лиц, либо нанесения вреда другим лицам.

6. Субъект злоупотребления полномочиями специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, вменяемый и достигший возраста 16 лет.

В соответствии с п. 1 примеч. к комментируемой статье выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях гл. 23, а также в ст. ст. 199.2 и 304 УК признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (подробнее о содержании функций см. коммент. к ст. 285).

Положения п. п. 2 и 3 примеч. к комментируемой статье по существу представляют собой процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения уголовных дел по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

В п. 2 примеч. речь идет о том, что если деяние, предусмотренное статьями, включенными в гл. 23 УК, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. При этом уголовное преследование может осуществляться также с согласия члена органа управления организации или лиц, имеющих право принимать решения, определяющие деятельность юридического лица.

Данное положение существенно сужает возможности уголовного преследования по делам соответствующего характера, поскольку этот вопрос при указанных обстоятельствах практически отдан на усмотрение руководства коммерческой организации. При этом на практике также часто возникает проблема с заявлением или с согласием организации на уголовное преследование, так как нередко именно от виновного они и зависят.

Однако по заявлению организации или с ее согласия уголовное преследование осуществляется только тогда, когда вред причинен исключительно коммерческой организации. Если же деяние, включенное в гл. 23 УК, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях. Об этом говорится в п. 3 примеч. к комментируемой статье.

Круг должностных лиц по статьям УК о злоупотреблении полномочиями предлагается расширить

25 августа в Госдуму внесен разработанный Правительством РФ проект поправок в ст. 201 и 285 УК РФ (законопроект № 1013018-7), уточняющих понятие должностного лица в контексте злоупотребления полномочиями, включая должностные.

В частности, предлагается расширить перечень лиц, признаваемых должностными для целей гл. 30 УК, включив в него лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых РФ, ее субъект или муниципалитет имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых указанные лица имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления. Речь также идет об акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, ее субъектов или муниципальных образований в управлении («золотая акция»), а также публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах.

Корреспондирующие поправки вносятся в прим. 1 к ст. 201 УК. Исходя из предложенной редакции данной нормы, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (за исключением указанных в прим. 1 к ст. 285 УК), а также в некоммерческой организации, не являющейся госорганом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Как указано в пояснительной записке, в соответствии с действующими примечаниями к ст. 285 УК лица, занимающие руководящие должности в дочерних организациях хозяйственных обществ, подконтрольных РФ, ее субъектам или муниципалитетам, не являются субъектами ряда преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность). «При этом они наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями аналогично должностным лицам, а негативные последствия для общества и государства от совершенных ими общественно опасных деяний по своей тяжести соответствуют преступлениям, предусмотренным главой 30 УК РФ. Уголовное преследование руководителей таких организаций за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 УК РФ) осложняется отсутствием заявлений об ущербе в правоохранительные органы со стороны потерпевших материнских структур, зачастую не заинтересованных в публичной огласке происшествий», – отмечается в документе.

Комментируя «АГ» законопроект, управляющий партнер АБ «ОПОРА» Приморского края, адвокат Алексей Ананьев отметил, что у него не возникло вопросов к изменениям, касающимся прим. 1 к ст. 201 УК, в то время как предложенная редакция прим. 1 к ст. 285 вызывает больше вопросов, чем ответов. «На мой взгляд, данный вариант прим. 1 к ст. 285 УК является преждевременным и конкурирующим с нормами ГК РФ, поскольку в последнем отсутствуют понятия контролирующих и подконтрольных лиц, но содержатся понятия аффилированности, дочерних взаимоотношений и т.д.», – пояснил он.

Эксперт добавил, что понятия контролирующих и подконтрольных лиц Минэкономразвития России еще в 2018 г. пыталось «продвинуть» посредством проекта поправок в главу 4 ч. 1 ГК (в части определения контролирующих и подконтрольных лиц и их ответственности). Однако законопроект так и не был принят, в связи с чем указанные понятия в ГК до сих пор не урегулированы. «А в УК их пытаются внедрить, несмотря на то что они прежде всего должны быть урегулированы (если вообще должны) в Гражданском кодексе», – подчеркнул Алексей Ананьев.

Адвокат также задался вопросом, кто и как в ходе досудебного производства по уголовному делу будет определять, является ли организация, орган и т.д. подконтрольным РФ, ее субъекту или муниципальному образованию, и если является, что делать, когда такая подконтрольность формальная и организация (орган) фактически осуществляют деятельность самостоятельно, а деяние конкретного управленца не связано с некой подконтрольностью? «Учитывая современный опыт правоприменения правоохранительными и следственными органами, можно с большой долей уверенности предположить, что применение указанного примечания в предлагаемом виде повлечет формализм и злоупотребления и, как следствие, – долгосрочное и ненужное формирование некой судебной практики по этому вопросу. А в период ее формирования будут происходить необоснованные привлечения к уголовной ответственности», – предположил эксперт.

Алексей Ананьев добавил, что в уголовном и уголовно-процессуальном праве есть множество примеров конкуренции понятий (например, термин «жилище», который в уголовно-процессуальном и уголовном значениях существенно отличается от используемого в жилищном законодательстве). «Конкуренция терминов в разных отраслях права – негативная тенденция, которая существенно усложняет правоприменение, и в данном случае мы можем получить непрозрачную, формальную и неурегулированную норму, а ведь речь идет о самой радикальной, на мой взгляд, уголовной ответственности», – резюмировал он.

По мнению управляющего партнера АБ «Правовой статус», адвоката Алексея Иванова, разработчики законопроекта согласились признать очевидное: включение в перечень лиц, подлежащих уголовной ответственности за должностные преступления, руководителей обществ, в уставных капиталах которых РФ, ее субъект или муниципальное образование имеют незначительную долю, абсурдно. «Напомню, в настоящее время над руководителями обществ даже с минимальным присутствием государства висит “дамоклов меч” за должностные преступления. Это нонсенс. Говорить о том, какой эффект вызовет принятие поправок, преждевременно, однако рискну предположить, что в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 гг. они могут негативно отразиться на положении должностных лиц, и число последних, привлекаемых к уголовной ответственности, может возрасти», – заключил он.

201 («Злоупотребление полномочиями»)

Злоупотребление полномочиями – преступление, которое нельзя назвать редким. Так, по данным Судебного департамента при ВС РФ, в 2018 году по статье 201 УК РФ было осуждено 145 граждан, а в первом полугодии 2019 года – 58 человек (основная статья). Однако можно утверждать, что это преступление совершается гораздо чаще, поскольку вопрос подачи заявления в правоохранительные органы зачастую находится в ведении лица, допустившего злоупотребление полномочиями. Естественно, подача такого заявления противоречит интересам руководителей коммерческой организации.

Рассмотрим характеристику простого злоупотребления полномочиями

  1. Объект: нормальная деятельность и интересы коммерческой и иной организации.
  2. Объективная сторона: использование субъектом, занимающим руководящую должность в коммерческой и иной организации, своих полномочий вразрез с интересами компании и в целях извлечения выгоды для себя (других лиц), либо в целях причинения вреда другим лицам. Обязательным условием привлечения к ответственности является причинение существенного вреда правам и интересам граждан, организаций, государства и общества.
  3. Субъект: лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров, а также субъект, на постоянной или временной основе осуществляющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
  4. Субъективная сторона: умышленная форма вины. Обязательно присутствует цель извлечения выгод и преимуществ для себя (других субъектов), либо причинения вреда другим лицам.

Вред может заключаться не только в причинении материального, но и иного ущерба. Например, это может быть репутационные потери, создание помех в работе компании, укрывательство хищений и других преступлений и т.д. Понятие «существенный вред» является оценочным: это значит, что в каждом конкретном случае суд самостоятельно решает вопрос о наличии (отсутствии) существенного вреда.

Обстоятельством, отягчающим вину злоумышленника, является наступление тяжких последствий. Как и в случае с существенным вредом, эта категория является оценочной. Так, например, к тяжким последствиям можно отнести:

  • аварии;
  • длительные остановки транспорта, остановку производственного процесса;
  • прекращение работы различных организаций, учреждений и предприятий;
  • причинение увечий или гибель людей и т.д.

Наказания за злоупотребления полномочиями

Санкции по ч.1 ст.201 УК РФ альтернативные:

  • до 200 тысяч рублей штрафа (либо в размере доходов осужденного за период до 1,5 лет);
  • до 480 часов обязательных работ;
  • до 2 лет исправработ;
  • до 4 лет принудительных работ;
  • до 6 месяцев ареста;
  • до 4 лет колонии.

Если преступление повлекло тяжкие последствия, наказание, конечно, ужесточается. В этом случае руководитель рискует оказаться в колонии на срок до 10 лет, а в качестве дополнительных санкций может быть назначен запрет занимать определенные должности в течение 3 лет.

Какие приговоры выносят суд по ст.201 УК РФ? Рассмотрим несколько примеров.

В 2016 году Дмитрий Крюков, экс-гендиректор ООО «Коммунальные технологии», фактически дважды заплатил ООО «Стройгарант+» за оказанные услуги. Эти экономически необоснованные траты привели к невозможности ООО «Коммунальные технологии» исполнять свои обязанности перед муниципальным управлением ЖКХ и благоустройства Чебоксар. Ввиду этого в 2016 году происходили аварийные ситуации, связанные с теплоснабжением, а жители города сталкивались с перебоями в подаче тепла. Суд признал Крюкова виновным в злоупотреблении полномочиями и назначил ему штраф в размере 190 тысяч рублей.

И еще один пример.

С 2008 по 2010 год Олег Ковалев, учредитель Орского вагонного завода, перечислял деньги предприятия на счета подконтрольных ему фирм-однодневок, причинив тем самым ущерб кредитному учреждению на сумму 1,3 млрд рублей. Кроме того, Ковалев предоставил в банк заведомо поддельные документы о покупке заводом определенного оборудования. В итоге банк лишился еще 92 млн рублей. Учредитель был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.159 УК РФ и ч.2 ст.201 УК РФ. В качестве наказания бизнесмен отправится в колонию на 6,5 лет.

Как видим, наказание по ст.201 УК РФ может быть как относительно мягким, так и достаточно жестким, особенно если предприниматель «попутно» совершил иные преступления. Поэтому если Вы стали фигурантом подобного дела, обратитесь к опытным уголовным адвокатам. Специалист, в зависимости от обстоятельств дела, может добиться прекращения уголовного преследования, назначения наиболее мягкого наказания без применения дополнительных санкций и даже вынесения оправдательного приговора. Помните, что чем раньше адвокат вступит в дело, тем больше он сможет сделать для Вашей защиты.

Статья 201.1 УК РФ. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (новая редакция с комментариями)

1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, —

наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

а) совершенное организованной группой;

б) повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Комментарий к ст. 201.1 УК РФ

Уголовная ответственность в сфере гособоронзаказа предусмотрена следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

  • статья 201.1 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»;
  • статья 285.4 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».

Указанные статьи УК РФ введены в действие Федеральным законом от 29.12.2017 N 469-ФЗ и начали действовать с 9 января 2018 г. Эти статьи стали специальными нормами по отношению к ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» и ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Сходства и отличия ст. 201 и 201.1 УК РФ

Диспозиция статьи 201.1 УК РФ мало отличается от диспозиции ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Разница заключается в отсутствии в ст. 201.1 УК РФ цели нанесения вреда другим лицам, в категориях потерпевших, которыми являются общество и государство (в ст. 201 УК РФ — граждане, организации и государство), а самое главное — в обстановке совершения рассматриваемого деяния — при выполнении гособоронзаказа. В остальном ч. 1 ст. 201.1 УК РФ повторяет положения ч. 1 ст. 201 УК РФ.

Наказание по ст. 201.1 УК РФ значительно строже наказаний, предусмотренных ст. 201 УК РФ, что продиктовано важностью для государства сферы, касающейся государственного оборонного заказа.

Квалифицирующие признаки. В ч. 2 ст. 201.1 УК РФ вводится квалифицированный состав преступления: деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 201.1 УК РФ, совершенное организованной группой либо повлекшее тяжкие последствия. Тогда как в ч. 2 ст. 201 УК РФ предусмотрено только наступление тяжких последствий.

Преступление, указанное в ч. 2 ст. 201.1 УК РФ, также является тяжким и наказывается безальтернативно лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Тогда как в ч. 2 ст. 201 УК РФ предусмотрены наказания в виде штрафа, принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение свободы на срок до 10 лет. С учетом того, что в санкции ч. 2 ст. 201.1 УК РФ установлен минимальный размер лишения свободы, предусмотрено обязательное дополнительное наказание и отсутствуют альтернативные наказания, более мягкие, чем лишение свободы, следует признать наказание за совершение указанного преступления более строгим.

Читайте также  Можно ли уволиться после отпуска

Состав преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ

Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ, составляют действия, которые заключаются в использовании лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

Под злоупотреблением полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа следует понимать совершение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением им своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили законным интересам данной коммерческой или иной организации, а также тем целям и задачам, для достижения которых это лицо было наделено соответствующими полномочиями (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)»).

Злоупотреблением полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа признаются, например, действия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, которое в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц осуществляет нецелевое расходование денежных средств, выделенных для реализации государственного оборонного заказа, если это повлекло общественно опасные последствия, предусмотренные статьей 201.1 УК РФ.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21 разъяснено, что преступление, предусмотренное статьей 201.1 УК РФ, совершается в ходе выполнения такого заказа коммерческой или иной организацией (за исключением коммерческих и иных организаций, указанных в п. 1 примечаний к статье 285 УК РФ), являющейся головным исполнителем или исполнителем, входящим в кооперацию головного исполнителя. При этом в состав государственного оборонного заказа могут включаться:

научно-исследовательские, опытно-конструкторские или иные работы (например, по созданию, модернизации вооружения, военной и специальной техники, утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, по уничтожению химического оружия, по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации);

осуществление поставок определенных предметов для федеральных нужд (например, вооружения, военной и специальной техники, сырья, материалов и комплектующих изделий, военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров);

осуществление поставок продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, иных поставок продукции в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

Состав преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ материальный и является оконченным с момента наступления общественно опасных последствий — причинения существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа.

Понятие существенного вреда, как известно, носит оценочный характер, что всегда вызывает правоприменительные проблемы, поскольку признаков и критериев существенности причиненного вреда законодатель не дает.

Некоторые примеры причинения существенного вреда даются в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21:

«Причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства в результате злоупотребления полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.1 УК РФ) выражается, в частности, в значительных расходах, связанных с устранением дефектов, допущенных исполнителем государственного оборонного заказа при выполнении строительных, ремонтных или иных работ либо при изготовлении и поставке продукции низкого качества, в переносе военных учений или иных мероприятий военного характера, обусловленных нарушением сроков осуществления поставок вооружения, военного или иного имущества».

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ характеризуется умышленной формой вины.

Мотив совершения преступления — корыстная или иная личная заинтересованность.

Цель совершения преступления — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 201.1 УК РФ, специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, т.е. выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21 указано, что при разрешении вопроса о том, является ли лицо субъектом преступлений, предусмотренных статьями 201, 201.1 УК РФ, необходимо исходить из положений п. 1 примечаний к статье 201 УК РФ, согласно которым уголовную ответственность за совершение этих преступлений несут лица, выполняющие управленческие функции:

в коммерческой организации, например, в акционерном обществе, обществе с ограниченной ответственностью, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, за исключением коммерческих организаций, указанных в п. 1 примечаний к статье 285 УК РФ;

в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением и иной некоммерческой организацией, указанными в п. 1 примечаний к статье 285 УК РФ, например в потребительском кооперативе, общественной организации, товариществе собственников недвижимости.

С учетом положений Федерального закона «О государственном оборонном заказе» субъектами злоупотребления полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (статья 201.1 УК РФ) признаются лица, выполняющие управленческие функции в указанной коммерческой или некоммерческой организации, которая является головным исполнителем, заключившим с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу, либо исполнителем, входящим в кооперацию головного исполнителя, участвующим в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или иных работ, осуществлении поставок определенных предметов для федеральных нужд либо в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации и заключившим контракт (договор) с головным исполнителем или исполнителем по такому заказу.

Разграничение административной и уголовной ответственности в сфере гособоронзаказа

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена, в частности, ответственность должностного лица за следующие административные правонарушения:

нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 14.55 КоАП РФ);
ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу (ст. 14.55.1 КоАП РФ);

действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (ст. 14.55.2 КоАП РФ).

Отграничение административной ответственности по указанным выше статьям от уголовной ответственности по статье 201.1 УК РФ происходит в зависимости от наличия или отсутствия последствий деяния в виде причинения существенного вреда:

«Если лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, злоупотребляя полномочиями, допустило такие нарушения при выполнении государственного оборонного заказа, но при этом не стремилось извлечь выгоды и преимущества для себя или других лиц, и (или) совершенное деяние не повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества либо государства, то данные деяния не образуют состава преступления, предусмотренного статьей 201.1 УК РФ» (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector